|
|
N°73, 23 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военные разобрались с Ан-70
Украинский самолет не подходит России
Министерство обороны России приняло принципиальное решение отказаться от принятия на вооружение нового транспортного самолета Ан-70. Как сообщил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в военном ведомстве, министерство также считает, что российское участие в совместной с Украиной программе по проектированию этого самолета должно быть прекращено. Руководство Минобороны пришло к выводу, что Ан-70 морально устарел еще в процессе разработки, а технические характеристики этой машины не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к средним военно-транспортным самолетам. Для заполнения этой ниши предлагается выбрать одно из воздушных судов чисто российской разработки. Симпатии командования ВВС склоняются к Ту-330 -- модификации пассажирского лайнера Ту-204, уже эксплуатируемого несколькими отечественными и зарубежными авиакомпаниями.
Программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется Россией и Украиной на основании двух межправительственных соглашений: от 24 июня 1993 года и от 19 мая 1999 года. Госзаказчики Ан-70 -- министерства обороны России и Украины, головной разработчик -- АНТК им. Антонова (Киев). В свое время интерес к этой машине проявляла Германия. Была идея разработать для бундесвера модификацию российско-украинского транспортника, соответствующую стандартам НАТО и получившую рабочее наименование Ан-7Х. Идея умерла в 2000 году, когда ФРГ вместе с партнерами по НАТО сделала выбор в пользу самолета А-400М, проектируемого европейским концерном Airbus.
Россия и Украина в том момент заявили, что продолжат создание Ан-70 своими силами для нужд собственных вооруженных сил. В феврале 2001 года этот проект специально обсуждали президенты Владимир Путин и Леонид Кучма на саммите в Днепропетровске. Между тем буквально за две недели до переговоров лидеров, 27 января, единственный существующий экземпляр Ан-70 совершил «жесткую» вынужденную посадку на испытаниях под Омском, переломившись пополам.
Тем не менее кабинет министров Украины принял постановление о строительстве 65 таких самолетов в период с 2002 по 2018 год на киевском заводе «Авиант». Правительство России аналогичным постановлением утвердило создание еще 164 Ан-70 для наших ВВС, а головным сборочным предприятием назначило омское объединение «Прогресс».
Но ни в России, ни на Украине в 2002 году серийный выпуск новой машины так и не начался. Более того, партнеры стали терять взаимопонимание по многим принципиальным моментам. Украинская сторона требовала от российской погасить задолженность последней по финансированию совместных работ (к январю 2003 года этот долг оценивался в 45 млн долл.). В российском стане наметился внутренний раскол: «Росавиакосмос» выступал за продолжение работ, заказчики -- военные -- начали находить в Ан-70 неустранимые недостатки.
В конце января 2003 года главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов так сформулировал эти претензии: «Они (разработчики. - Ред.) его перетяжелили и, по сути, вывели из класса среднего самолета. А в более тяжелом классе у нас есть Ил-76МД и будет новый, готовый и практически испытанный самолет Ил-76МФ. Кроме того, Ан-70 совершенно не готов к государственным совместным испытаниям. Первая машина потерпела катастрофу. Вторая авария произошла под Омском, и после нее лечили-лечили этот самолет, но и в 2002 году так и не смогли представить нам его на испытания.
Министерство обороны России приняло принципиальное решение отказаться от принятия на вооружение нового транспортного самолета Ан-70. Как сообщил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в военном ведомстве, министерство также считает, что российское участие в совместной с Украиной программе по проектированию этого самолета должно быть прекращено. Руководство Минобороны пришло к выводу, что Ан-70 морально устарел еще в процессе разработки, а технические характеристики этой машины не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к средним военно-транспортным самолетам. Для заполнения этой ниши предлагается выбрать одно из воздушных судов чисто российской разработки. Симпатии командования ВВС склоняются к Ту-330 -- модификации пассажирского лайнера Ту-204, уже эксплуатируемого несколькими отечественными и зарубежными авиакомпаниями.
Программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется Россией и Украиной на основании двух межправительственных соглашений: от 24 июня 1993 года и от 19 мая 1999 года. Госзаказчики Ан-70 -- министерства обороны России и Украины, головной разработчик -- АНТК им. Антонова (Киев). В свое время интерес к этой машине проявляла Германия. Была идея разработать для бундесвера модификацию российско-украинского транспортника, соответствующую стандартам НАТО и получившую рабочее наименование Ан-7Х. Идея умерла в 2000 году, когда ФРГ вместе с партнерами по НАТО сделала выбор в пользу самолета А-400М, проектируемого европейским концерном Airbus.
Россия и Украина в том момент заявили, что продолжат создание Ан-70 своими силами для нужд собственных вооруженных сил. В феврале 2001 года этот проект специально обсуждали президенты Владимир Путин и Леонид Кучма на саммите в Днепропетровске. Между тем буквально за две недели до переговоров лидеров, 27 января, единственный существующий экземпляр Ан-70 совершил «жесткую» вынужденную посадку на испытаниях под Омском, переломившись пополам.
Тем не менее кабинет министров Украины принял постановление о строительстве 65 таких самолетов в период с 2002 по 2018 год на киевском заводе «Авиант». Правительство России аналогичным постановлением утвердило создание еще 164 Ан-70 для наших ВВС, а головным сборочным предприятием назначило омское объединение «Прогресс».
Но ни в России, ни на Украине в 2002 году серийный выпуск новой машины так и не начался. Более того, партнеры стали терять взаимопонимание по многим принципиальным моментам. Украинская сторона требовала от российской погасить задолженность последней по финансированию совместных работ (к январю 2003 года этот долг оценивался в 45 млн долл.). В российском стане наметился внутренний раскол: «Росавиакосмос» выступал за продолжение работ, заказчики -- военные -- начали находить в Ан-70 неустранимые недостатки.
В конце января 2003 года главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов так сформулировал эти претензии: «Они (разработчики. - Ред.) его перетяжелили и, по сути, вывели из класса среднего самолета. А в более тяжелом классе у нас есть Ил-76МД и будет новый, готовый и практически испытанный самолет Ил-76МФ. Кроме того, Ан-70 совершенно не готов к государственным совместным испытаниям. Первая машина потерпела катастрофу. Вторая авария произошла под Омском, и после нее лечили-лечили этот самолет, но и в 2002 году так и не смогли представить нам его на испытания.
Михаил КУКУШКИН