|
|
N°73, 23 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер знает, как догнать конкурентов
Премьер-министр России Михаил Касьянов провел весь вчерашний день в одном из ярославских райцентров, городе на Волге Рыбинске. Впрочем, райцентр этот далеко не рядовой. В Рыбинске находится один из крупнейших в стране заводов по производству авиадвигателей как для гражданских самолетов, так и для боевых истребителей марки «Су». Это научно-производственное объединение «Сатурн», где премьер -- желанный гость. На заводе помнят, что несколько лет назад Касьянов, будучи еще замминистра финансов, способствовал выделению средств на приобретение для завода в Канаде современного стенда тестирования авиадвигателей, который служит «Сатурну» верой и правдой по сей день.
Посещением завода премьер был явно удовлетворен. «Главный вывод, который я сделал по итогам совещания на заводе, состоит в том, что Россия не утратила своего потенциала и своего уровня в двигателестроении», -- заявил он журналистам, признав, правда, что в этой сфере Россия ненамного, но отстала от своих западных конкурентов. Тут же был обнародован рецепт преодоления отставания. Он, по убеждению премьера, заключается в консолидации производства авиадвигателей в стране. «Ясно, что из существующих сегодня тридцати небольших по мировым масштабам предприятий надо создать пять-шесть, а может, два-три», -- сказал г-н Касьянов. По его мнению, «создание одного-двух больших научно-производственных комплексов по производству авиадвигателей позволит сконцентрировать все ресурсы и догнать основных конкурентов в этой сфере». Это касается, видимо, и создания двигателя для истребителей пятого поколения, разработка которого ведется на «Сатурне». Правда, на эту секретную тему премьер распространяться не стал.
Если ситуацией на «Сатурне» премьер был удовлетворен, то сам город, похоже, не произвел на него благоприятного впечатления. «Город проблемный», -- констатировал Михаил Касьянов, оценив, видимо, таким образом качество городских дорог и внешний вид жилого фонда. Вину за все это он, по сути, возложил на государство, которое, по его словам, в минувшее десятилетие не обеспечивало заказами то же НПО «Сатурн», другие оборонные предприятия в городе. Именно эти предприятия, как выяснилось, обеспечивают работой 80% горожан. Это привело к тому, что Рыбинск, некогда город-донор для Ярославской области, сегодня на 50% финансируется из областного бюджета. Конечно, городские власти могли бы навести внешний лоск (частично это, впрочем, и было сделано в виде, например, покраски бордюров), однако, похоже, такой задачи областное руководство перед ними не ставило. «Я специально решил показать премьер-министру социальные проблемы российских городов, которых у нас множество», -- сказал журналистам губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин. Рядом местных наблюдателей это заявление было воспринято не иначе как своеобразная мера давления на Касьянова с целью помочь «Сатурну» -- то ли заказами, то ли деньгами. Именно этот завод обеспечивает 60% доходов городского бюджета. «Экономика города зависит от НПО «Сатурн», -- признал губернатор. Между тем, как и во всех предыдущих поездках, премьеру не дали отвлечься от проблем, непосредственно не связанных с командировкой. Вчера Касьянова журналисты спрашивали, в частности, о ситуации вокруг главы Минэкономразвития Германа Грефа и выравнивании таможенных сборов для физических и юридических лиц при ввозе в страну иномарок возрастом от трех до семи лет. Выяснилось, что вопрос об отставке Германа Грефа, который долго болел и сейчас находится в отпуске, сегодня не стоит. Что касается пошлин, то, по словам председателя правительства, их выравнивание происходит в рамках реализации одобренной ранее кабинетом министров программы автопрома. При этом, как утверждает премьер, «речь идет не о повышении пошлин, а о более системном подходе в вопросе ввоза иномарок организациями и физическими лицами». Впрочем, сегодня уже ясно, что предлагаемая схема такой систематизации как раз и приведет к удорожанию иностранных авто возрастом от трех до семи лет.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Рыбинск