|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электронный бизнес объединяет конкурентов
STB-card и CyberPlat.com атакуют Рунет
Рынок платежных систем Рунета представил в пятницу удивительный союз. Два жестких конкурента -- учрежденная банком «Платина» компания CyberPlat.com (CP) и платежная система STB-Card -- объявили о заключении стратегического альянса.
Генеральный директор ЗАО «СТБ Кард» Владислав Першин так объяснил происходящее: изменилась атмосфера банковского рынка, и игроки стали смотреть друг на друга «с точки зрения совместного бизнеса, а не конкуренции».
Противостояние проявлялось не только в жестких комментариях действий конкурентов, но и в переманивании магазинов электронной торговли друг у друга. Самым заметным стал переход одного из крупнейших магазинов электронной торговли -- «оЗона» из системы CP в банк «1 О.В.К.», входящий в семерку банков -- участников STB.
Причинами назывались низкое качество, высокая стоимость процессинга, а также то, что CP -- «однобанковская» система, заставляющая интернет-магазины обслуживаться только в «Платине». Речь шла и о том, что еще шесть крупнейших магазинов, оборот которых достигает 70% всех сделок электронной торговли, собираются покинуть CP.
Вчера же конкурирующие компании не скупились на похвалы друг другу. Представители STB подчеркивали, что решили дополнить свою развитую систему эмиссии «пластика» (сегодня общее число карт, выпущенных банками -- участниками STB, достигает 1,8 млн) системой эквайринга, хорошо отработанной в CP. Объединение усилий двух игроков было изначально технически возможным, поскольку в создании их интернет-ресурсов принимала участие питерская компания Reksoft.
Таким образом, банк «Платина» стал принципиальным членом платежной системы STB, и 111 интернет-магазинов, подключенных к CP, получили возможность принимать к оплате карты STB.
Нынешний союз чрезвычайно важен и для CP, которая уже имеет среди партнеров другую российскую систему -- Union Card (UC), выпустившую более 3 млн своих карт. Эксперты оценивают реальный объем действующего «платика» UC на уровне миллиона. Известно, что лишь несколько тысяч российских клиентов международных систем Visa, MasterCard, Eurocard, Diners Club, JCD и American Express пользовались своим «пластиком» для оплаты покупок в Рунете. Расширение пула пользователей отечественных карт может дать интернет-торговле значительный толчок, продолжив превращение CP из элитарного клуба в народную систему электронных расчетов. Ведь карты российских эмитентов активно используются столичными и, главное, провинциальными предприятиями и учебными заведениями для выплаты зарплат и стипендий. Объединенными усилиями STB и CP в сферу электронной торговли вовлекаются достаточно состоятельных провинциальных менеджеров и склонная к экспериментам студенческая молодежь.
Таким образом, вне электронной торговли остается сегодня лишь один крупнейший российский эмитент «пластика» -- Сбербанк. Однако коммерческий директор CP Виталий Гурфинкель не исключил, что и система «Сберкард» может в скором времени присоединиться к нынешним участникам альянса.
Александр ЛЕВИНСКИЙ