|
|
N°73, 23 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политологи играют в войну
Даже растущий рейтинг может навредить своему обладателю
Политологи собрались вчера на очередное заседание клуба «Открытый форум», чтобы подготовиться к войне. Войне рейтингов. В умелых руках политтехнолога рейтинг кандидата или политической партии может оказаться убойным оружием. Но пользоваться им нужно осторожно, ведь даже буйно растущий рейтинг может навредить.
Открывая заседание, руководитель фонда «Экспертиза» Марк Урнов перечислил основные приемы войны рейтингов. Самый грубый из них -- подрисовка цифр. Но те, кто этим занимается, очень быстро теряют доверие и оказываются за пределами экспертного сообщества. Другой прием -- нарочитое привлечение внимания к малым колебаниям рейтинга, которые на самом деле ни о чем не говорят. «На днях мне резануло глаз сообщение одного из центральных каналов: «Резкое изменение политической конъюнктуры. «Единая Россия» опередила КПРФ. Ее рейтинг поднялся с 21 до 22%, в то время как рейтинг КПРФ упал с 22 до 21%», -- вспомнил политолог.
Третий, но далеко не последний прием, применяемый недобросовестными социологами, -- использование одного вопроса для объяснения другой ситуации. «Например, вопрос звучит так: проголосовали бы вы за партию любителей цветов при определенных обстоятельствах? И дальше в Интернет выбрасывается сообщение о том, что эту партию поддерживают 25%», -- объяснил г-н Урнов.
Политолог Иосиф Дискин вообще предложил коллегам направить их гнев в другое русло: «Война рейтингов -- это часть стандартной избирательной кампании. Лучше поискать средство для борьбы с административным ресурсом, ключевым фактором недобросовестной предвыборной кампании».
Заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Иваненко обратился к политологам и социологам: «Мне, как представителю политической партии, проще всего сказать: вы можете писать все, что угодно, мы все равно будем бороться. Но сейчас я хочу выступить как политолог. Рейтинги имеют значение. Если партия не попадает в парламент по рейтингу, ее избиратели могут уйти к другим политическим силам. Наш избиратель никогда не уйдет к Жириновскому, но в «Единую Россию» вполне может. Если завышать рейтинг -- тоже могут быть сюрпризы. Например, завышали рейтинги ОВР и занижали «Единству», и в результате «Единство» выиграло. Мы не знаем, что нам выгоднее: если будут писать, что «Яблоко» точно пройдет в Думу или что точно не пройдет. В первом случае наши сторонники могут подумать: а нам и СПС нравится. И проголосуют за СПС».
Политологи выявили еще одну немаловажную деталь -- стартовый рейтинг. В качестве примера удачного старта вспомнили восхождение президента Путина с 2%. А неудачным сочли пример «Отечества -- Всей России», которое мощно двинулось в бой с 30%, но не смогло обеспечить устойчивый рост рейтинга.
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин вспомнил об ошибках социологов, когда они не сумели просчитать победу ЛДПР в первой Думе и огромный процент «Единства» в последней. По мнению политолога, причина здесь кроется в существовании особого вида избирателя, который в последний момент выбирает «не ту партию». «Этого избирателя очень сложно поймать. Он протестный и не вписывается сейчас в «Единую Россию». Скорее всего на предстоящих выборах он рассыплется, а значительная часть прилепится к коммунистам», -- считает политолог.
Под конец заседания прозвучало конструктивное предложение директора Института социальной политики Анатолия Голова употреблять данные социологических опросов только для внутреннего пользования, чтобы сохранить их объективность. Иначе все может обернуться «политологической интерпретацией или пиар-манипулированием».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА