|
|
N°73, 23 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По куполу -- для спокойствия
Российские атомщики удивили украинских коллег
Отечественные атомщики одними из первых начали готовиться к годовщине чернобыльской катастрофы. Правда, в этом году министр по атомной энергии Александр Румянцев почему-то избрал необычную тактику: наряду с традиционными успокоительными заявлениями о невозможности повторения трагедии он позволил себе усомниться в качестве саркофага, закрывающего четвертый блок ЧАЭС. «Я не могу сказать, что у меня есть данные каких-то экспертиз, но я знаю, в каких экстремальных условиях строился этот саркофаг. Обследования на прочность несущих стен никто не производил, в стенах сейчас существует много отверстий», -- заявил г-н Румянцев. Правда, тут же оговорился: «Если даже этот саркофаг все-таки рухнет, то ничего не произойдет. Но опять возникнет резонанс, страх, и затраты на преодоление этих последствий будут несопоставимы с ценой нового купола». Поэтому Минатом России предлагает окружить саркофаг новым куполом, сделанным уже добротно: с проектными изысканиями, использованием современных технологий.
Естественно, такое заявление несколько удивило украинских атомщиков, всегда считавших г-на Румянцева своим союзником. Официальные лица в Киеве вчера поспешили опровергнуть его предположения о возможности обрушения саркофага. По словам начальника управления проблем ЧАЭС минтопэнерго Украины Алексея Петрова, специалисты постоянно наблюдают за саркофагом и полностью контролируют ситуацию. Тем более, после 2008 года Киев все равно планирует его разобрать, чтобы построить новый стоимостью 758 млн долларов. Правда, пока будущая «арка безопасности» существует лишь в виде концептуального проекта, но украинские атомщики обещают начать ее строительство в 2004--2005 годах.
Говоря же о российских реакторах, Александр Румянцев был вполне предсказуем. Он однозначно исключил возможность повторения Чернобыля на наших АЭС. Причинами катастрофы министр назвал «физику реактора» и несовершенство систем управления, а также низкую квалификацию персонала ЧАЭС образца 1986 года. Сохранившиеся же уранграфитовые модели энергетических установок (РБМК), по его словам, сейчас реконструированы таким образом, что отключить защиту невозможно, а водо-водяные (ВВЭР) и вовсе имеют самогасящую конструкцию. Что же касается персонала, то уже давно проблему решили передачей АЭС обратно от Минэнерго в Минатом, где сотрудники традиционно очень дисциплинированны.
Новых АЭС, по словам министра, в России пока строить не будут. «На наш век существующих хватит с избытком», -- заметил г-н Румянцев, имея в виду десять действующих станций и десять недостроенных блоков. Будущим строителям атомградов не надо будет возиться с проектами и фундаментами -- это все уже есть. Кстати, министр Румянцев, как выяснилось, ничего не имеет против приватизации АЭС («Вот в Америке вся атомная энергетика в частных руках».). «Можно привлекать частные инвестиции в инфраструктуру, -- сказал глава Минатома, -- но все, что касается топлива, в России должно быть прерогативой государства».
Ирина БЕЛАШЕВА