|
|
N°72, 22 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Власть проводит политику в интересах новых собственников, а не большинства граждан»
Наша главная претензия к кабинету министров связана с зарплатами бюджетников. С момента последнего повышения, с начала 2002 года, до следующего повышения, которое состоится в октябре 2003 года, прожиточный минимум вырос на 40%. А правительство как благо преподносит увеличение зарплаты на 33%. Фактически вся интеллигенция станет за это время беднее минимум на 7%. Правительство предлагает ликвидировать надбавки к зарплате сельской интеллигенции и льготы по коммунальным платежам им же. Благодаря жесткой позиции левых фракций в Госдуме удалось отсрочить реализацию этих планов до 2005 года, то есть до окончания всех выборов.
Наша основная претензия к правительству состоит в том, что не может страна со 145-миллионным населением иметь бюджет в размере 70 млрд долларов. Конечно, с таким бюджетом никакие проблемы страны решить невозможно. Изменить эту ситуацию вполне реально. Вопрос только в том, какую политику проводит власть -- в интересах большинства граждан или в интересах 5--7% новых собственников, которые появились в последние десять лет. В нашей стране на протяжении трех лет бюджет профицитный. Причем доходы значительно превышают расходы. Сбалансированный бюджет дает населению больше гарантий, однако ограничивает свободу власти распоряжаться огромными суммами. Но даже богатые страны предпочитают сбалансированные бюджеты, допуская риск дефицита до 3%. У нас же постоянно остается без ответа один вопрос: почему деньги, поступившие в бюджет сверх баланса, не направить на поддержку наиболее нуждающихся слоев населения.
Я убежден, что рано или поздно будет решен вопрос, который мы хотели вынести на референдум: кому должны принадлежать природные ресурсы. Не может самая богатая от природы страна жить так бедно. Вопрос в справедливом распределении доходов от использования даров природы. Речь не обязательно должна идти о немедленной национализации природных ресурсов. Но сверхприбыль должна быть распределена в пользу государства. По нашим оценкам, это позволит фактически немедленно удвоить бюджет.
У нас большие претензии к правительству по проведению тех реформ, за которые оно взялось. Реформа ЖКХ фактически провалилась, то же самое будет с реформой РАО «ЕЭС», пенсионной реформой. Мы недовольны работой исполнительной власти по вопросу реформы армии. Все разговоры о ней заканчиваются привычным рефреном: армия разваливается. Чечня продемонстрировала со всей наглядностью -- у российской армии нет современных технических средств.
Коррупция пронизала все слои нашего общества, начиная с верхних эшелонов власти. И без серьезных решений, действий по этой проблеме невозможно ждать каких-то изменений во всех областях российского устройства. Опять же наиболее наглядно ситуацию демонстрирует Чечня, куда направляются огромные средства, которые исчезают и растворяются.
Права человека, свобода слова, развитие и становление демократических институтов власти в стране остаются красивыми словами, весьма далекими от действительности. Фактически мы наблюдаем, что возвращается монополизм -- во всем. Принцип разделения властей действует все меньше и меньше. Одна ветвь власти -- президентская -- подмяла под себя все остальные. Что касается становления многопартийной системы, то тут пытаются выстраивать партию власти скорее по образу и подобию строительства КПСС, чем в соответствии с принципами демократического государства.
Существенно осложнилась проблема со свободой СМИ, и в первую очередь самых тиражных, электронных. Первый и второй каналы подмяты под кремлевскую администрацию. Совершенно очевидны действия по приручению НТВ. Делается это для того, чтобы вместо решения конкретных проблем с помощью телевизионного экрана вести всевозможные пиар-кампании, демонстрировать заботу о народе, поддерживать нужные партии и нужных кандидатов на выборах.
Мы выступаем и против реформы местного самоуправления. Это большая ошибка -- передать в ведение регионов и местной власти значительную часть функций. Структурно, организационно местная власть к этому не готова, но вся ответственность за провал будет возложена именно на нее. Только народу от наличия козла отпущения ведь легче не становится.
Действующая система налогообложения тоже работает не на народ страны, а на горстку богачей. Ни в одной стране в мире нет такого, чтобы учитель, врач и олигарх платили одинаково 13% налогов. А теперь лоббируется еще более интересная новация: одинаковый налог должны платить не только физические, но и юридические лица. Скажем, вуз и нефтяная компания.
Обслуживание крупного капитала -- вот истинная суть и так называемых реформ, и практически всей деятельности правительства. Но у правительства есть заказчик -- президент. Не может быть виноватого правительства при невиновном президенте.
Иван МЕЛЬНИКОВ, заместитель председателя ЦК КПРФ