|
|
N°169, 17 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киевский патриарх Филарет: Алексий загоняет Русскую Православную Церковь в угол
Украинская православная церковь, давно добивающаяся признания законным своего отделения от Москвы, как никогда, близка к цели. Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Украина «имеет право на свою автокефальную церковь». Если это право будет реализовано, неизбежно резкое обострение отношений Русской Православной Церкви и с Киевом, и с Вселенским патриархом. Ситуацию корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО прокомментировал патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата ФИЛАРЕТ -- главный вдохновитель борьбы за отделение, преданный анафеме Русской Православной Церковью.
-- Вы встречались с патриархом Алексием после того, как были преданы анафеме?
-- У меня нет такого желания. Позиция Алексия загоняет Русскую Православную Церковь в угол. Дело не только в том, что я как патриарх предан анафеме. За мной стоит епископат, рукоположенный мной, священство, миллионы верующих, которых церковь причащает святым таинствам. Получается, что все это, равно как и христианский дух украинской церкви, Алексий поставил под сомнение. Следовательно, надо заново рукополагать священников и епископов, крестить и венчать верующих, которые, как какие-то изгои, жили вне света истинной веры. Скажите, удастся ли переубедить украинскую паству, что их прежняя жизнь в лоне церкви была нехристианской? Никогда. Алексию трудно будет выбраться из лабиринта, созданного им самим. Выход будет очень прост: Константинопольский патриарх и патриархи других православных церквей признают Украинскую церковь автокефальной, и она станет равной с другими.
-- Зачем Украине автокефальная церковь?
-- Создание единой поместной православной церкви -- одна из ключевых украинских проблем, атрибут истинной государственности. Свою автокефалию имеет каждая православная страна. И Украине не может быть отказано в ее исконном праве, тем более что в истории немало прецедентов признания новых церквей после распада империй. К примеру, балканские государства, будучи частью Оттоманской империи, входили в состав Константинопольского патриархата. Но после провозглашения независимости в Сербии, Болгарии, Румынии и Албании были созданы поместные церкви.
-- Реакция Москвы вас не пугает?
-- Русская церковь препятствует объединению украинских церквей и их официальному признанию. Это приводит лишь к обострению церковной ситуации на Украине, столкновению верующих, ослаблению веры. Чтобы стабилизировать церковную жизнь, уладить взаимоотношения государства и церкви, к патриарху Алексию и архиерейскому собору обратился президент Украины с просьбой предоставить Украинской православной церкви Московского патриархата статус автономной. В ответ российский патриарх на архиерейском соборе фактически обвинил светские власти Украины во вмешательстве во внутренние дела церкви. РПЦ не намерена идти на компромиссы. Патриарх Алексий по-прежнему ставит невыполнимые условия: чтобы Киевский патриархат и Украинская автокефальная церкви покаялись и возвратились в лоно Москвы. В Киеве это производит тягостное впечатление.
-- И тем не менее, «вписывается» ли обращение президента в принцип разделения светских и церковных властей?
-- В письме Леонида Кучмы речь шла не о сугубо церковных делах, а о благополучии и спокойствии многомиллионной страны, граждане которой имеют право на мирное существование, в том числе религиозное. Заботиться об этом -- не просто право, а обязанность президента.
-- Московский патриархат обвиняет вас в том, что вы делаете ставку на помощь государственного аппарата.
-- Если бы нас поддерживало государство, в Украине уже была бы единая поместная церковь. Но оно поддерживает не нас, а Московский патриархат. Я не хочу сказать, что у нас ненормальные отношения с украинской властью. Но на местах -- да и в Киеве! -- поддержка оказывается Московскому патриархату. Например, один из Дарницких приходов столицы хотел перейти в наше подчинение. Власть -- милицейские силовые структуры -- этому воспрепятствовали. И по Украине много таких случаев.
-- Возвращаясь к вопросам веры... РПЦ выражает сомнение: действительно ли вопрос, кому подчиняться, так принципиален, тем более для единоверцев?
-- Это демагогическая позиция. Если у украинцев и россиян одна вера, один Христос-Спаситель, одна Библия, то какая разница Русской Православной Церкви, будет Украина автокефальной церковью или нет? Зачем ее удерживать? Чем она хуже Грузии или Болгарии?
-- Не поразит ли Украинскую церковь новая волна расколов, которая может привести к ее ослаблению?
-- Нынешнее «шатание умов» происходит потому, что церковью управляют из разных центров власти. Священник, наказанный за проступок, имеет возможность перейти в другую церковь, затем в третью, и так по кругу. Если же удастся создать единую церковь, куда он побежит? Автокефалия укрепит церковь, консолидирует общество на основе моральных принципов, поможет противостоять современным тоталитарным сектам.
-- Вселенский патриарх ранее предпочитал сохранять нейтралитет. Чем объясняется его нынешняя позиция?
-- Действительно, не так давно в письме митрополиту Владимиру, иерарху Киевского патриархата, Константинопольский патриарх указал, что УПЦ Киевского патриархата -- не церковь и поэтому митрополит Владимир должен обращаться к нему не напрямую, а через своего главу -- Московского патриарха Алексия. Тем не менее Вселенский патриарх понимает, как важно решение украинского церковного вопроса, который уже 90 лет является раной на церковном теле. Однако ранее он надеялся, что это удастся сделать вместе с РПЦ. В марте нынешнего года, в Женеве, Вселенский патриарх договорился с Алексием о шестисторонней встрече -- представителей Константинополя, Москвы, трех украинских православных церквей и правительственной делегации. Московская патриархия откладывает эти переговоры, потому что они должны закончится решением украинского вопроса. Однако независимо от Русской церкви процесс объединения и признания Украинской православной церкви продолжается. Вселенский патриарх хочет раз и навсегда решить эту проблему на общеправославном уровне -- это его твердая позиция. Не так давно епископы Киевского патриархата и Украинской автокефальной церкви направили в Константинополь подписанное ими общее намерение об объединении. Если оно состоится, Вселенский патриарх может пойти на признание этих церквей Украинской православной автокефальной церковью. Однако он не ставит перед собой цели включить ее в свою юрисдикцию.
-- Если украинский вопрос будет наконец решен, кто возглавит Украинскую православную поместную церковь?
-- Это на демократических принципах должен решить совместный церковный собор.
-- Вы готовы пойти на компромисс и отказаться от кресла патриарха единой церкви, как того требуют представители УПЦ Московского патриархата?
-- Это уловка. Московский патриархат не хочет объединения православных в автокефальную Украинскую церковь, зато еще не отказался от сценария их возврата в лоно Русской после ухода Филарета. Если УПЦ Московского патриархата действительно отделится от Русской церкви, они смогут участвовать в демократическом избрании нового патриарха единой поместной церкви. По такой же процедуре избирался и Алексий. Кстати, я тогда был в числе его соперников...
-- Если бы вы тогда победили и возглавили Русскую Православную Церковь, вы стали бы препятствовать отделению Украинской православной церкви?
-- Не могу сказать, как было бы, -- не знаю...
-- Если будет признана независимой Украинская православная церковь, могут ли возникнуть имущественные споры с Русской Православной Церковью?
-- Церковное имущество УПЦ Киевского и Московского патриархатов, Украинской автокефальной церкви большей частью является национальным достоянием. Что касается России, мы претендуем на ценности, которые были в свое время вывезены из Украины.
-- УПЦ Московского патриархата призывает не передавать на Украину фрески и мозаики Михайловского собора. Как вы оцениваете эти заявления?
-- Украинцы, которые не хотят, чтобы в их страну были возвращены бесценные предметы церковного искусства, показывают свое истинное лицо.
-- Как вы относитесь к предстоящему визиту Папы Римского на Украину?
-- После его поездки в Румынию и Грузию православные не пошли ни в католицизм, ни в унию. В Украине тоже ничего особенного не произойдет, но будет много шума и любопытства. Все-таки первый визит за тысячу лет... После возрождения греко-католической церкви в Украине, те, кто хотел перейти из православных в унию, уже сделали это. Поэтому у меня нет каких бы то ни было опасений на сей счет. Если мы будем иметь нормальные отношения с греко-католической церковью, их верующие скорее обратят свои взоры на православную церковь. Уния 1596 года возникла в условиях, когда Украина потеряла свою государственность. Теперь, после ее возрождения, подчинение Риму потеряло смысл. Кстати сказать, многие униаты поддерживают идею создания единой поместной церкви. В ее состав готовы перейти даже некоторые епископы, не теряя связи с Папой. Такое «двойное гражданство», конечно, невозможно. После создания сильной поместной церкви грекокатолики вынуждены будут многое пересмотреть. Тем более что униатство как таковое в христианском мире осуждено.
-- Состоится ли ваша встреча с Папой?
-- Не знаю. Я пока ничего не планирую
Украинский экзархат Русской Православной Церкви даже в условиях советской власти занимал видное положение. В его распоряжении находилось 60% всех храмов Московского патриархата, почти 60% кандидатов в семинарии были родом c Украины. В 1990 году Московский патриархат переименовал украинский экзархат в Украинскую православную церковь. После провозглашения независимости Украины УПЦ раскололась на две части: одна из них по-прежнему признавала Москву (УПЦ Московского патриархата), вторая провозгласила независимость и сплотилась вокруг киевского центра (УПЦ Киевского патриархата). Ее возглавил Филарет, лишенный сана Московским патриархатом.
Ныне из трех самой крупной по числу верующих является УПЦ Киевского патриархата (две трети православных), но по числу зарегистрированных приходов (6 тыс.) самой влиятельной считается УПЦ Московского патриархата. Самая малочисленная Украинская автокефальная православная церковь действует на территории трех западноукраинских областей: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской.
Конфликт между Московским и Константинопольским патриархами, очередным проявлением которого стала ситуация на Украине, насчитывает почти пять веков противостояния Москвы попыткам Константинополя взять РПЦ под свой контроль. Эти притязания обосновываются тем, что по православному канону патриарх Константинопольский признается первым среди равных. В наши дни ситуация усугубляется тем, что нынешний патриарх Варфоломей способен опереться на финансовую и организационную мощь многомиллионной зарубежной константинопольской церковной диаспоры, прежде всего в США. Москва обвиняет Варфоломея в том, что, поощряя расколы, он пытается увеличивать свое влияние, чтобы добиться статуса своего рода «православного Папы».
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО