|
|
N°169, 17 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Просроченные консервы
Выборы в Боснии помешали с размахом отметить юбилей Дейтона
«Срок годности истекает 11 ноября», -- гласила подпись на предвыборной карикатуре с изображением трех заплесневевших консервных банок с националистическими хорватскими, сербскими и мусульманскими символами. Но на всеобщих выборах Босния решила по-своему: значительная часть избирателей продемонстрировала готовность питаться подпорченными политическими консервами, поддержав ура-патриотов. В Республике Сербской националисты из Сербской демократической партии более чем с двукратным преимуществом опережают местных младодемократов; в пяти хорватских общинах побеждает выступающая за националистическое обновление партия «Хорватское демократическое содружество». Даже в мусульманских районах Боснии результаты партии местного либерала и ставленника мирового сообщества социал-демократа Златко Лагумбджии всего на процент-два превышают показатели его главных конкурентов из исламистского толка Партии демократического действия.
Похоже, демократические преобразования в соседних Сербии и Хорватии сыграли с разделенной Боснией злую шутку. Многие тамошние сербы и хорваты расценили заявления из Белграда и Загреба о том, что поддержки от «стран-матерей» им отныне не дождаться и пора думать своей головой, как предательство и сплотили ряды. Не получилось праздника и в штате Огайо, где «архитектор» Дейтонских соглашений американский дипломат Ричард Холбрук 15 ноября открыл международную конференцию в честь пятилетия подписания остановивших войну договоренностей. В головах у Холбрука и его советников зародилась «концепция Дейтон плюс»: надстройка соглашений с целью ускоренной экономической и политической реанимации страны. Однако выборы подтвердили: пока надстраивать нечего. Более того, пятилетней давности вариант мира не устраивает ни сербов, ни хорватов, ни мусульман. Лидер партии «За Боснию и Герцеговину», бывший премьер и министр иностранных дел Харис Силайджич, например, считает, что избранная международным сообществом для Боснии модель государственности держится на штыках 20-тысячного миротворческого корпуса, контролирующего линию этнического разграничения в республике, и ведет только к закреплению раздела страны. Лидер ХДС Анте Елавич пригрозил отказаться от мирного процесса, если права хорватских общин не будут немедленно существенно расширены. О боснийских сербах нечего и говорить: удовлетворенным нынешней ситуацией до проигранных им выборов выглядел только премьер РС Милорад Додик, да и то потому, что он, преуспевающий в прошлом бизнесмен, удачно применил идеи частного предпринимательства к руководству государством.
Если сегодня международный мандат в Боснии прекратится, то страна уже завтра неминуемо расколется. Заграничное же руководство боснийскими общественными процессами ведет к анемии местных политических структур. Гигантские по постюгославским меркам финансовые вложения -- больше 5 млрд долл. -- пока привели лишь к тому, что уровень экономического развития республики при 40-процентной безработице составил едва ли треть от довоенного. Пару лет наблюдатели с удовольствием следили за появлением символов нового м ира: вот отпечали боснийский паспорт, вот победивший в конкурсе сербский композитор написал боснийский гимн, вот появились унифицированные автомобильные номера, вот промаршировала по олимпийскому стадиону составленная из спортсменов трех национальностей команда... Когда-то журналисты радостно писали о возникновении неподалеку от города Тузла в приграничной полосе гигантского "межэтнического" рынка-толкучки под названием «Аризона», где можно было хоть сербу, хоть хорвату, хоть православному, хоть мусульманину купить все, что только душа пожелает, -- только деньги плати. И вот международные комиссары «Аризону» решили закрыть: на рынке процветают антисанитария и проституция, а выгоды межэтнического сосуществования раньше других оценили представители преступного мира, поставившие торговлю под свой контроль. Любопытно, что поводом для ликвидации «Аризоны» стали итоги работы комиссии, обнаружившей выставленную в продажу большую партию просроченных консервов.
Андрей СТАХОВ