|
|
N°72, 22 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Только иностранные войска могут обеспечить порядок в Ираке»
Иракец Аднан ПАЧАЧИ - один из будущих министров во временном иракском правительстве. Иракские технократы даже делают на него ставку как на возможного премьера. Пачачи уехал из Ирака еще в конце 60-х, как только к власти пришла партия БААС. До этого он успел побывать министром иностранных дел Ирака и представителем этой страны в ООН. С новым иракским лидером беседует обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.
- Господин Пачачи, вы, как сообщили информационные агентства, потребовали вывода из Ирака американо-британских войск, причем как можно скорее...
- Стоп-стоп-стоп. Я не требовал вывода американо-британских войск как можно скорее. Я призвал к скорейшему формированию временного иракского правительства, которое бы состояло из иракцев. Такое правительство должно быть избрано на общей конференции иракских лидеров. То есть должны собраться человек двести. Перед этим должны пройти консультации, переговоры для достижения предварительных соглашений. Надеюсь, за месяц это будет решено. Причем опора в этом правительстве должна быть сделана не на кадры извне, из эмиграции, а на тех, кто все это время жил в Ираке.
- Вы - один из вероятных министров нового кабинета. Почему вы еще не в Багдаде?
- Сейчас я в Эмиратах, куда недавно приехал из Лондона. А в Багдад собираюсь через неделю. Вопрос же о моей кандидатуре оставлю за скобками, пусть это решается на конференции.
- А что же с иностранными войсками на территории Ирака? Вы не требуете их скорейшего вывода?
- Поймите меня правильно. Конечно, иностранные войска должны уйти. Но сначала должно быть создано иракское правительство. Иначе есть опасность анархии. Ведь сейчас нет ни иракской армии, ни полиции. Образовался вакуум. Он опасен. Появляются какие-то самозванцы, которых никто не признает, вроде этого самоназначенного мэра Багдада. В данной ситуации только иностранные войска в состоянии обеспечить хотя бы какой-то порядок. У американских войск в Ираке три основных задачи: обеспечить безопасность и мир внутри страны; обеспечить безопасность на внешних границах Ирака; найти оружие массового уничтожения, если таковое еще где-то спрятано. Как только будет создано временное иракское правительство и соответствующие иракские правоохранительные структуры, то в иностранных войсках в таком количестве в Ираке уже не будет необходимости.
- Что это значит? То есть какое-то количество американских военных все равно должно остаться в Ираке?
- Только очень ограниченное количество. И только на определенное время. Например, пока не будет окончательной убежденности в том, что в Ираке нет запрещенного оружия.
- А международные санкции, действующие против Ирака вот уже 13 лет, должны сохраняться до тех пор, пока будут продолжаться поиски запрещенного оружия?
- Нам бы хотелось, чтобы санкции были сняты скорее, уже сейчас. Их отмена не будет мешать поискам оружия массового уничтожения, ведь никто в Ираке теперь не возражает против таких поисков. Экономика Ирака разрушена, и мы остро нуждаемся в доходах от экспорта нефти для ее восстановления.
- Считаете ли вы американо-британские силы в Ираке оккупационными?
- Ну, в соответствии с международным законодательством иностранные войска, остающиеся на территории другого государства после его поражения в войне, так и называются - оккупационные силы. Хотя мы не хотели войны. Это был худший способ, но, возможно, единственный для избавления нашего народа от режима Саддама Хусейна. Мы надеялись, что до войны дело не дойдет, что Саддам, например, согласится с инициативой руководителя Объединенных Арабских Эмиратов шейха Заида о добровольной сдаче власти.
- Будущее иракское правительство признает иракский внешний долг России?
- По-моему, президент Путин почти согласился простить нам этот долг.
- А, по-моему, президент России лишь говорил о возможности вести переговоры на этот счет.
- Почему нет? Можно вести переговоры, хотя мы рассчитываем на то, что часть долга все-таки будет реструктурирована и даже прощена. Без сомнения, законное правительство Ирака примет на себя часть прежних обязательств. Тем не менее, оно будет вправе пересмотреть контракты, которые были заключены при прежнем режиме, учитывая, что их подписание было вызвано не столько экономическими факторами, сколько политическими. Но у нас нет предубеждения в отношении России, это великая страна, у которой будет роль в регионе. Кстати, я посещал Москву еще в 1969 году, с теплотой вспоминаю об этом.
- Интересно, господин Пачачи, а вы шиит или суннит?
- Я и шиит, и суннит одновременно. Бабушка - мусульманка-шиитка, а по линии деда мои предки - сунниты. В новом Ираке будет без разницы, у кого какая вера.
Беседовала Елена СУПОНИНА