Время новостей
     N°72, 22 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2003
«Волга-Днепр» попала в план
Государство прекращает рулить «Русланами»
В этом году государство выйдет из состава акционеров компании «Волга-Днепр», одного из крупнейших отечественных грузовых авиаперевозчиков. 15 апреля по распоряжению премьера Михаила Касьянова она внесена в план приватизации федерального имущества на 2003 год. Сейчас Минимущества управляет 7,759% акций ульяновской авиакомпании. После продажи этого пакета компания почти полностью перейдет под контроль менеджмента и дружественных ему фирм.

Помимо Минимущества крупнейшими акционерами ЗАО «Волга-Днепр» считаются страховая компания НИК (которая в свою очередь сама на 99% принадлежит «Волге-Днепру»), московское ЗАО «Группа компаний КАСКОЛ», департамент управления имуществом Ульяновской области и два украинских авиастроительных предприятия: АНТК им. Антонова и ЗМКБ «Прогресс». Представитель пресс-службы «Волги-Днепра» Александр Степаненко затруднился разъяснить газете «Время новостей» распределение акций между совладельцами. Президент КАСКОЛ Сергей Недорослев сказал нам, что стратегический альянс его группы с менеджерами авиакомпании контролирует порядка 80% акций «Волги-Днепра». Причем на долю самой КАСКОЛ приходится 24% акций. Решение продать незначительный госпакет акций г-н Недорослев считает логичным, поскольку эти бумаги не давали казне возможности влиять на управление авиакомпанией. В соответствии с действующим законодательством преимущественное право на приобретение акций ЗАО имеют акционеры предприятия. Г-н Степаненко сообщил вчера газете «Время новостей», что дата акционерного собрания, на котором этот вопрос может быть рассмотрен, еще не назначена, но оно ожидается в конце мая -- начале июня.

Представители «Волги-Днепра» и КАСКОЛ отказались поделиться с корреспондентом газеты своими соображениями о том, сколько может стоить выставляемый на продажу пакет акций. На свободном рынке бумаги ЗАО не котируются. По итогам 2002 года, как объявила компания, ее выручка достигла 190 млн долл. (почти вдвое больше, чем в неудачном 2001 году).

Компания «Волга-Днепр» основана в 1990 году и специализируется на перевозках уникальных, сверхтяжелых и крупноразмерных грузов. Она обладает самым большим в мире флотом (девять машин) самолетов Ан-124-100 «Руслан», предназначенных для доставки таких грузов на неподготовленные аэродромы. В своем специфическом сегменте рынка у «Волги-Днепра» только два заметных конкурента: украинские «Авиалинии Антонова» и российская компания «Полет». Однако парк «Русланов» у обеих этих фирм скромнее, чем у ульяновской авиакомпании.

В момент создания акции «Волги-Днепра» были небольшими пакетами распределены между российскими и украинскими госорганами и авиастроительными предприятиями. Впоследствии менеджмент компании сконцентрировал эти пакеты в своих руках. Так, в 1999 году фирма НИК купила 34% акций авиакомпании у завода «Авиастар», который производит «Русланы». А в следующем году 10-процентный пакет бумаг был выкуплен группой КАСКОЛ у Фонда государственного имущества Украины. После продажи пакета российского Минимущества, по словам г-на Недорослева, в государственной собственности останутся только 1,8% капитала ЗАО «Волга-Днепр», контролируемые ульяновским областным департаментом управления имуществом.

Михаил КУКУШКИН