Время новостей
     N°71, 21 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2003
Toyota вырвалась вперед
В первом квартале 2003 года большинство иностранных автопроизводителей увеличило объем продаж новых легковых машин и внедорожников в России. До конца года, по прогнозам Минэкономразвития, продажи новых иномарок (включая произведенные в России) вырастут еще на 18% -- до 130 тыс. штук.

Лидером по объему продаж новых иностранных автомобилей в России в январе--марте стала японская Toyota Motor Corp. Через сеть официальных российских дилеров и авторизованных сервисных станций Toyota и Lexus было продано 3264 автомобиля. Общий объем реализации вырос на 236% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи Lexus увеличились более чем в 5 раз. Лидерами среди автомобилей марки Toyota стали Corolla (продано 990 автомобилей), Camry (985) и Land Cruiser-100 (629).

«Японские машины во всем мире завоевывают пальму первенства, -- говорит Елена Сахнова из UFG. -- Toyota, значительно уступая в цене «европейцам», держит первые места по качеству, особенно среди подержанных машин. Последнее особенно важно, поскольку новые машины имеют приблизительно одинаковый уровень качества». В 2003 году Toyota Motor Corp, по мнению г-жи Сахновой, может потеснить крупнейших автопроизводителей в мире -- General Motors, Ford Motor Co и DaimlerChrysler. Ранее президент Toyota Motor Corp Норио Нака заявил, что после представления весной на российском рынке новых Avensis и Land Cruiser Prado компания рассчитывает на двукратное увеличение продаж автомобилей Toyota и Lexus.

Впрочем, американские автоконцерны не собираются сдавать позиции. По словам президента Ford Russia & CIS Хенрика Нензена, в текущем году продажи модели Ford Focus увеличатся с 3,6 тыс. до 14 тыс., в 2004-м -- до 18 тыс., а в 2005-м -- до 22 тыс. штук. Директор по маркетингу GM CIS Павел Видэл сообщил, что к концу года концерн увеличит объем реализации своих машин в России с 3,341 тыс. до 6 тыс. единиц.

На протяжении трех первых месяцев немецкие автоконцерны, прежде всего Mercedes, переживали существенное снижение продаж. «Все, кто хотел стать обладателем машин класса «премиум», уже давно им стал, -- полагает вице-президент ИГ «Атон» Александр Агибалов. -- Теперь же потребитель не столь охотно готов переплачивать только за бренд и предпочитает подержанные машины, которые на 40% дешевле новых, но незначительно уступают по качеству». По оценкам экспертов, лидером российского рынка в сегменте автомобилей класса «люкс», несмотря на общее снижение объема реализации, остается BMW. В 2003 году BMW Russland Trading ожидает значительного роста, прежде всего благодаря выходу на рынок нового поколения 5-й серии и родстера Z4, а также обновленных моделей 3-й серии (купе и кабриолет).

Снижение же продаж Audi эксперты компании напрямую связывают с потерей популярности Audi А3 (с 33 до 14 машин), поскольку в августе на рынке ожидается появление новой ее версии. В то время как реализация моделей среднего класса Audi A4 и А8 растет, продажи представительских автомобилей Audi A6 падают.

На фоне снижения спроса на немецкие машины, традиционно считающиеся образцом качества и благополучия, наблюдается интерес к японским и корейским маркам. Аналитики не склонны считать это основной тенденцией российского рынка. И эксперты, и дилеры сходятся во мнении, что решающим фактором, определяющим продажи европейских машин, является не столько смена потребительских предпочтений, сколько укрепление евро к доллару. «Рост евро, -- говорит Александр Агибалов, -- привел к удорожанию машин приблизительно на 20%». То есть для россиян европейские машины, продаваемые за евро, оказываются дороже, чем японские, продаваемые за доллары.

Яна ВИКТОРОВА