|
|
N°71, 21 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весенний экстремизм
Российские силовые структуры опасаются апрельских беспорядков. В воскресенье, 20 апреля, а также в ночь на понедельник милиционеры несли службу в усиленном режиме. Как сообщил замминистра внутренних дел Александр Чекалин, власти хотели обезопасить общество от «возможных акций националистических группировок, посвященных дню рождения Гитлера», а также доказать, что государство в силах защитить своих граждан. Как известно, эта же дата в предыдущие годы ознаменовалась погромом на рынке в Ясеневе в Москве, убийствами в Волгограде, Нефтеюганске, Петербурге.
В Москве сотрудники органов внутренних дел взялись контролировать места сборов бритоголовых, а также станции метрополитена и вокзалы. Закрыли также и рынки: те, что остались после реструктуризации торговых точек Юрием Лужковым. Особо тщательно милиционеры обещали охранять дипломатические представительства зарубежных государств, а также учебные заведения, где учатся иностранцы.
Как уверяет Андрей Чекалин, личный состав проходит специальный инструктаж с учетом нового федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». «Милиция готова противостоять акциям бритоголовых, -- утверждает замминистра, -- пусть никто из них не рассчитывает на безнаказанность в случае совершения противоправных действий».
Похоже, в этот день силовым структурам удалось сохранить порядок в Москве и Петербурге. По крайней мере первая половина дня в этих городах прошла достаточно спокойно. Но апрельский аврал в МВД в любом случае не решает проблему с молодежным экстремизмом в России. Скинхеды далеко не всегда привязываются в своих акциях к историческим датам. Нападение может произойти в любой день. Так же, как и в любой день бывший юный скин может превратиться в профессионального взрослого ультраправого политика.
Так себе погромчик
Суды предпочитают квалифицировать убийц как хулиганов
За последние три-четыре года расследование дел о массовых выступлениях и погромах неофашистских молодежных группировок перестало быть для российских спецслужб чем-то «сенсационным». Налетами, убийствами, избиениями или просто демонстративными акциями устрашения бритоголовые в разных концах страны напоминают о себе регулярно, однако правоохранительные органы пока не смогли выработать сколько-нибудь внятную систему оценки таких преступлений. Чаще всего правосудие сводит профашистские вылазки к банальному хулиганству или массовым беспорядкам без какой-либо политической и национальной подоплеки.
Только две недели назад Верховный суд (ВС) РФ поставил точку в деле о самой скандальной вылазке российских скинхедов -- погроме в столичном районе Царицыно 30 октября 2001 года. Тогда вооруженная толпа примерно из 150 боевиков устроила побоище, в результате чего трое иностранцев -- граждане Азербайджана, Таджикистана и Индии -- были убиты, а еще 32 человека покалечены. Прокуратура нашла лишь пятерых участников «акции». Среди них оказался организатор погрома студент Михаил Волков, которого поначалу признали виновным в организации убийств и причинении умышленного вреда здоровью. Однако ВС эти обвинения с него снял, оставив в качестве обвинения лишь организацию массовых беспорядков, и почти вдвое сократил срок наказания. В результате погромщик, как ожидается, может выйти на свободу уже в этом году. Также практически испугом отделались и четверо рядовых погромщиков, получивших по три года колонии.
По другому знаменитому «скинхедовскому» делу -- погрому на рынке в Ясеневе в апреле 2001 года суд продолжается до сих пор. Тогда в акции также участвовали примерно 150 человек, вооруженных арматурой и обрезками труб, которые не скрывали, что таким образом отмечали день рождения Гитлера (20 апреля). Сразу после побоища милиция задержала 76 человек, из которых «в клетке» остались лишь пятеро -- самые взрослые из всей компании, причем имевшие при себе агитационные националистические материалы. Среди них оказался и главный редактор журнала «Русский хозяин» 30-летний Андрей Семилетников, которого спецслужбы подозревают в организации погрома.
Самые же суровые приговоры активистам бритоголовых были вынесены отнюдь не в столице, а в провинции. В Волгограде 5 августа 2001 года семеро молодчиков насмерть забили двух цыган. На суде они свои действия объяснили «борьбой с распространением наркотиков», но следствие изначально рассматривало версию об убийстве на почве национальной и расовой ненависти. В результате подсудимые получили от 7 до 9 лет колонии строгого режима. А уже на днях горсуд Нефтеюганска признал виновными в хулиганстве, нанесении телесных повреждений и разжигании межнациональной розни десять скинхедов, которые год назад изувечили девять торговцев из Узбекистана, Армении, Азербайджана. Лидер группировки получил 7 лет колонии строгого режима, остальные по 3--4 года колоний. Кроме того, суд обязал подсудимых выплатить пострадавшим материальный ущерб.
Вообще без последствий осталась инициатива так и не установленной «группы скинхедов России», которая в апреле 2001 года разослала в ряд посольств в Москве электронные письма с угрозами убивать в течение недели (накануне дня рождения Гитлера) по одному африканцу или азиату. Тогда скандал вышел на президентский уровень, а посольства завалили российский МИД серией гневных заявлений.
Ярослав ЗОРИН