|
|
N°71, 21 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Машина бремени
Мэрия опять обещает реанимировать «Москвич»
Давно уже не подававший признаков жизни, московский автозавод «Москвич» вновь заставил говорить о себе. На минувшей неделе столичные власти сделали очередную попытку прибрать это федеральное производство к рукам, воспользовавшись самым распространенным в России способом передела собственности -- банкротством. Попутно выяснилось, что в мэрии до сих пор не расстались с мечтой наладить на «Москвиче» производство конкурентоспособного российского автомобиля.
В минувшую пятницу глава департамента науки и промышленной политики правительства Москвы Евгений Пантелеев сообщил о том, что столица, как крупный кредитор, направила в арбитражный суд иск о признании ОАО «Москвич» банкротом. По словам г-на Пантелеева, процедура банкротства является оптимальным вариантом вывода завода из кризиса. Существующий план оздоровления предприятия, который еще предстоит согласовать с федеральным правительством и комитетом кредиторов, рассчитан на два-три года и предусматривает выделение автомобилестроения в отдельный бизнес. Возможна интеграция с работающей на территории «Москвича» дочерней компанией Renault -- ЗАО «Автофрамос», однако предполагается, что выпускаемый «Москвичом» автомобиль должен быть именно российским, основанным на собственных перспективных разработках завода.
Находящиеся сегодня в федеральной собственности 50,07% акций завода оцениваются в 22,5 млн долларов, долги же составляют более 700 млн долларов. Причем большая часть этого долга образовалась еще в конце 80-х, когда Совмин СССР заключил контракт на поставку импортного оборудования для развития автомобильной отрасли страны. Оборудование ушло смежникам, а сумма контракта в 385 млн долларов была записана на ПО «Москвич», правопреемником которого стало нынешнее одноименное ОАО.
Обращение правительства Москвы в суд с иском о банкротстве стало результатом давнего торга между федеральным и московским правительством вокруг контрольного пакета акций завода. Москва уже много лет требует отдать завод городу -- но предварительно списав с него огромные искусственные долги. Федеральное же правительство готово к списанию лишь части долга, желая продать завод подороже. В этом споре московскую мэрию прежде всего интересует не сам автозавод, и даже не его имущественный комплекс, а огромная, нерационально используемая городская территория. Кроме того, «Москвич» еще в советские времена оброс массой непрофильных активов, в числе которых десятки жилых домов, несколько поликлиник и т.д. Сегодня эти объекты находятся не в лучшей форме, а денег на их поддержание, не говоря уж о реконструкции, ни у «Москвича», ни у федеральных властей нет. Не может заняться реконструкцией и мэрия Москвы, так как имущество завода является федеральной, а не городской собственностью.
Не договорившись с федералами о цене контрольного пакета, мэрия Москвы, похоже, решила пойти другим путем и произвести «захват» предприятия через банкротство в лучших традициях корпоративных поглощений и слияний. В результате процедуры банкротства правительство Москвы рассчитывает списать с завода безнадежные долги и получить контроль над федеральным пакетом акций через комитет кредиторов, а затем получить контроль и над территорией банкрота. Такую схему можно было бы назвать вполне разумной, если бы мэрия не заявила о своих планах в очередной раз инвестировать деньги из городского бюджета на реанимацию автомобильного производства на автозаводе «Москвич», безобразное качество продукции которого уже вошло в поговорку среди автомобилистов.
Александр ГУДКОВ