|
|
N°71, 21 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова «Кукушка»
«Нику» в первый раз вручали не в Доме кино
Это была шестнадцатая «Ника». Возраст еще не очень солидный, но уже достойный. Однако стоило создать какую-никакую традицию, приобрести привычки и собственный уклад, как по дурному, но, увы, обычному для нашей неспокойной страны сценарию на «Нику» обрушилась напасть в виде дублирующей премии. На церемонии «Золотого орла» не поминали «Нику», и «Ника» обошла молчанием конкурента. Но как бы старательно обе премии ни делали вид, что не замечают друг друга, чувство досады за очередное нерентабельное и бессмысленное умножение сущностей только возрастает.
Абсурдно, что в нашей совсем не богатой стране одни и те же в общем люди с интервалом в несколько месяцев собираются вместе и раздают награды практически в одни и те же руки, тратя на это немалые деньги, силы, время. Обидно, что среди членов Союза кинематографистов не нашлось достаточного количества вменяемых людей, сообразивших бы, что в наше смутное время шестнадцать лет существования премии -- это серьезный капитал, что эти годы и есть история, причем настолько важная для страны, что каждый идет за два или три, и что «Ника» (о чем напомнил в своей вступительной речи Михаил Швыдкой) остается символом демократических преобразований и, между прочим, связана с самой романтической порой в жизни кинематографического сообщества. Но нет, не хочется беречь и укреплять, а хочется разрушить и затем снова строить...
Так что «Ника», пятнадцать раз расправлявшая крылья на сцене Дома кино на Васильевской, оказалась там чужой. И СК РФ она чужая -- Путин прислал поздравление, министр культуры вышел на сцену, а от Союза кинематографистов, профильной, между прочим, общественной организации, ничего не последовало.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Вынужденная искать пристанище «Ника» нашла его в Доме музыки на Красных холмах. И это ее чрезвычайно украсило.
Внушительное здание, к которому ведет широкая лестница (даром, что ее ступеньки еще не успели облицевать мрамором), до начала праздника было залито торжественным золотом закатного солнца, а к концу осветилось блестящими огнями фейерверков. Внутри оказалось много места, много света, а парадные виды на Москву-реку прибавляли происходящему размах и нарядность. В зале, в отличие от душного Дома кино, исправно работали кондиционеры, а полукруг в две тысячи кресел придал происходящему размах.
Здание и самой церемонии изменило дыхание: от нее перестало шибать неистребимым прежде капустным духом, зато прибавилось осмысленности. Объявления номинантов и вручение премий проходило как-то неожиданно бойко и текуче, а если организаторы и не смогли совсем отказаться от вставных и, на мой взгляд, совершенно лишних концертных номеров, то хотя бы уравновесили их вполне соответствующими случаю выступлениями, связанными с кино. Например, когда ушедших из жизни в этом году помянули дуэтом: на фортепиано Микаэл Таривердиев (в записи), на саксофоне Алексей Козлов (вживую). Или, когда поздравлять Бориса Васильева с наградой «За честь и достоинство» вышел Петр Тодоровский с солдатским сидором, вытащил оттуда флягу, две кружки, и выпили два фронтовика «боевые сто грамм», а потом зал бросал на сцену белых бумажных журавликов, а Василий Лановой из «Офицеров» и бывшие девушки из фильма «А зори здесь тихие» кричали «поздравляем!». Получалось уместно, тепло, и соотношение свойскости с публичностью оказалось правильным.
Что же касается наград, то поскольку фильмов у нас снимают не много, а хороших среди них еще меньше, то многие просто повторили «Орла». «Кукушка» стала лучшим фильмом, Александр Рогожкин -- лучшим режиссером, а вот в актерской номинации произошла рокировка, и вместо Виктора Бычкова премию получила Анни-Кристина Юусо. За лучшую же мужскую роль премию получил Олег Янковский («Любовник»). Открытием года опять же признали Филиппа Янковского за фильм «В движении» (эта картина неожиданно получила даже две награды, вторую -- за операторскую работу), но добавили к нему еще и Игоря Петренко, сыгравшего в фильме «Звезда». Автомобиль, являющийся традиционным материальным довеском к статуэтке, делить между молодыми людьми не будут, а каждому вручат свой.
Сергея Бодрова-младшего помянули, присудив ему «Нику» за роль второго плана в фильме «Война». Посмертно же награжден Анатолий Гребнев за лучший сценарий («Кино про кино»). Еще этот фильм отмечен наградой за женскую роль второго плана, которую получила Татьяна Лаврова.
К сожалению, и «Ника» проигнорировала «Чеховские мотивы», наградив лишь художника по костюмам, хотя фильм был представлен в большинстве номинаций. Как и «Золотой орел», обошла «Ника» наградами «Дом дураков», представленный в номинации «лучшая музыка» (приз получил Алексей Рыбников за «Звезду»). Если учреждая премию «Орла», ее организаторы предполагали, что им ведома какая-то другая правда про кинематограф, которую не пропустят академики из «Ники», то они ошиблись. Дубль он и есть дубль, будь хоть золотой. И это единственное, что по-настоящему грустно. Конечно, благодаря «большим связям» Никиты Михалкова церемонию «Золотого орла» показывали по Первому каналу в тот же день, а «Нику», за которой связи не такие большие, только на следующий день по НТВ (в прямом эфире увидеть праздник могли только обладатели «НТВ Плюс»). Впрочем, как известно, никакие связи не помогут сделать ножку -- маленькой, а премию -- исторической. У «Ники» эта история на шестнадцать лет длиннее, потому даже те, кто искренне потешался в свое время над стараниями Юлия Гусмана создать отечественный аналог «Оскара» с помощью длинноногих девушек с перьями, и те, кого раздражали голосования по принципу «чья фамилия известней», сегодня благодарны «Нике» и ее создателям. «Не оставляйте стараний,» как пел тот самый Окуджава, цитатой из которого Эльдар Рязанов открыл шестнадцатую церемонию вручения Национальной премии Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Алена СОЛНЦЕВА