|
|
N°169, 17 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И суп овощной оказался неплох
На выставке Марии Чуйковой экспонаты пробовали на вкус
Художница Мария Чуйкова работает с насущными вещами. Уже несколько лет она устраивает акции, во время которых кормит благодарных зрителей собственноручно приготовленными яствами, как правило, самыми простыми -- борщами, пельменями, супами. Супу, непременному блюду русских и советских, семейных и общепитовских обедов, посвящена новая выставка Чуйковой, открывшаяся в «TV-галерее» и озаглавленная «Рецептуры. Тело супа. Звуки супа».
Во главе большого стола, накрытого посреди галереи, Маша Чуйкова, облаченная в нарядную и уютную китайскую пижаму, наделяла собравшихся тарелочками супа, который черпала из монументальной бурлящей кастрюли. Трапеза, несмотря на зажженные свечи и нарядные тарелки с зеленью, напоминала не столько светский прием, сколько пиршество на коммунальной кухне (кто-то вспомнил даже благотворительную раздачу бесплатных супчиков для нищих). В соседних с «трапезной» помещениях располагались собственно инсталляции. На видеоэкране возникали фигурки зверюшек, сделанные из овощей и прочих пищевых продуктов: трогательные и обреченные на съедение или печальное прозябание на опустошенных блюдах крокодильчики из огурцов, ежики из крутых яиц и жирафы из морковок, жертвенные животные неизбывных праздничных «оливье». В расставленных в ряд семи огромных и видавших виды кастрюлях утробно булькала и урчала «музыка супа» -- реальные звуки готовки, выстроенные в настоящую музыкальную пьесу композитором Сергеем Загнием. Пьедесталами для этих звучащих монументов кухни служили философские книжки издательства Ad marginem. В другом зале эти же книжки -- Ямпольский и Деррида, Рыклин и Беньямин -- висели на бельевых веревках, отбрасывая на пол видеопроекционную «тень»: жарящиеся на вертелах сосиски. Плоды умственной работы уравниваются с итогом кулинарных усилий, подобно тому, как уравнивает готовку и мышление народное выражение «башка варит».
Разумеется, работы Чуйковой имеют непосредственное отношение к «феминистическому» искусству. Художница с иронической покорностью берет на себя традиционную роль женщины-домохозяйки, почти что героини рекламных роликов, для которой «вкус к творчеству» сводится к увлеченному колдовству вокруг плиты. Женщины, с одной стороны, целиком посвятившей свою жизнь заботе о мужчине, и в то же время безо всякой почтительности относящейся к символам мужской культуры и воздвигающей свои кастрюли на постамент из книг. Трапезы Маши Чуйковой происходят не в публичном и светском пространстве, где женщине следует «блистать», а в приватном, где хозяйке положено хлопотать.
Но работа Чуйковой -- не только про социальные аспекты еды. Готовка для нее -- своего рода бытовая алхимия. Суп, самое «бесформенное» блюдо, превращается в бурлящую магму, в которой растворяются любые брошенные туда природные «первоэлементы». Сама художница говорит, что готовка для нее -- почти что акт творения мира. Звуки супа оказываются архаической и утробной «музыкой сфер».
P.S. Что касается самого супа, он был очень вкусным: с тыквой, белым вином и тертым сыром.
Ирина КУЛИК