|
|
N°70, 18 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отчего у Туркменбаши аллергия
Ашхабад могут лишить нейтрального статуса
Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию по ситуации в Туркмении. В составленном в жестких тонах документе выражается «озабоченность по поводу ограничений и нарушений прав граждан Туркмении на свободу слова и совести, самовыражения и собраний, свободу перемещения внутри страны и свободу получения информации». Серьезную обеспокоенность у представителей мирового сообщества вызывает дискриминационная политика туркменских властей по отношению к этническим меньшинствам -- русским, узбекам. В резолюции приводится перечень драконовских законов, принятых режимом Ниязова за последнее время, начиная с необходимости выплаты 50 тысяч долларов за право заключать браки с иностранцами и заканчивая введением с 1 марта этого года выездных виз.
Категорические оценки даются и политическим аспектам действий Ашхабада, которые приняли особенно жестокий характер после так называемого покушения на туркменского вождя 25 ноября 2002 года. «Массовые репрессии, внесудебные преследования оппозиционных политических деятелей и членов их семей, применение пыток и издевательств в местах лишения свободы должны быть немедленно прекращены, а виновные в нарушении прав человека -- привлечены к уголовной ответственности», -- говорится в документе.
Комиссия ООН призвала правительство Туркмении немедленно прекратить незаконные преследования граждан по сфабрикованным обвинениям в причастности к «покушению», допустить к арестованным по этому делу представителей международных организаций, включая Организацию Красного Креста, и без всяких дополнительных условий освободить всех политических заключенных. В резолюции отмечается также нежелание туркменских властей сотрудничать с ОБСЕ в рамках московского механизма, доказательством чего стал отказ допустить в страну независимых наблюдателей для оценки правомерности действий туркменского «правосудия».
Но самым опасным для Туркменбаши пунктом резолюции комиссии может оказаться обращение к Генсеку ООН, указывающее на необходимость обсудить «туркменский вопрос» в ходе осенней сессии Генассамблеи. Предстоящая дискуссия может весьма болезненно сказаться на самом «выдающемся завоевании» Туркменбаши -- «признанном ООН» нейтральном статусе его режима. «Великий учитель постоянного нейтралитета», как его любовно именуют придворные туркменские аксакалы, рискует потерять в ООН свой последний бастион, позволявший ему ссылаться на независимость своей тирании от внешнего мира. Показательно, что в тексте резолюции «нейтральный статус» Туркмении не был упомянут ни разу.
На женевской сессии Комиссии ООН резолюция была принята большинством в 23 голоса при 16 против и 14 воздержавшихся. Российский делегат голосовал против наряду с коллегами из Армении и с Украины. В рядах защитников Туркменбаши оказались также Китай, Индия, Куба, Габон, Ливия, Пакистан, Сирия, Судан, Вьетнам, Зимбабве и Саудовская Аравия. Если судить по выступлениям делегатов этих стран, становится очевидным, что их меньше всего волнует ситуация в самой Туркмении. Речь идет о другом: в «постиракский» период многие из них озабочены перспективой того, что их собственные «самобытные» режимы также окажутся в фокусе внимания ООН. Спасти от этого может лишь консолидация «маленьких» и «больших» диктаторов.
Другое дело Россия, представитель которой, также как Украины и Армении, не стал объяснять свою позицию. Впрочем, она секрета не представляет. Москва, Киев и Ереван сегодня подвешены на туркменском «газовом поводке», и они еще не в силах отделять овец от козлищ в своей внешней политике. Особенно прискорбными выглядят последствия такой практики в отношении действий Москвы. Решение Кремля отказаться от российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, принятое на прошлой неделе в угоду туркменскому властителю, уже отозвалось паникой среди тысяч русскоязычных в Туркмении.
Слова президента Путина о том, что «кто хотел -- уже уехал», по сведениям газеты «Время новостей», вызвали настоящий шок. Во всяком случае так было в Ашхабаде, где наши соотечественники осаждают российское посольство в поисках объяснений. Дипломаты в ответ разводят руками и говорят, что никаких новых указаний из Москвы не получали. Негласные же комментарии сводятся к тому, что «неверные объяснения» Путина относятся к действию другого соглашения с Туркменией -- о защите интересов переселенцев. Соглашение о двойном гражданстве, согласно международному праву, так просто не отменяется.
Впрочем, плохо в эти дни не только русским в Туркмении. По информации, полученной нашей газетой из источников, близких к самому Туркменбаши, 13 апреля в городе его имени (бывшем Красноводске) после встречи с президентом Украины с вождем случился сильнейший приступ аллергии. Срочно вызванная «скорая» вернула его в сознание. В объяснение случившегося с «алмазным венцом туркменского народа» были пущены слухи о «кознях Кремля» -- якобы его попытались «отравить» во время недавнего визита в Москву.
Аркадий ДУБНОВ