Время новостей
     N°70, 18 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2003
Простые отморозки
Закончено расследование дела «ховринских маньяков»
Прокуратура Москвы закончила расследование уголовного дела в отношении москвичей Сергея Белова и Сергея Шабанова, «прославившихся» год назад как «ховринские маньяки». На днях следователи предъявили им окончательный вариант обвинения -- в совершении убийств, разбоев и бандитизме, и обвиняемые начали знакомиться с делом. За год работы следствию удалось собрать доказательства о причастности приятелей к десятку нападений на женщин, большинство из которых погибли. Те немногие, кому после встречи с «ховринскими маньяками» удалось выжить, навсегда остались инвалидами. Всего же, по словам сыщиков, бандиты подозреваются в совершении более чем 70 нападений (среди их жертв оказалась и мать известного музыканта Константина Кинчева), следствие по которым пока продолжается.

Волна «уличных» убийств, взбудораживших жителей и власти столицы, прокатилась с осени 2001 года по весну 2002 года. Тогда в малолюдных местах микрорайонов Ховрино и Коптево стали находить тела женщин с проломленными головами. Все нападения совершались по одной схеме -- поздно вечером преступник выслеживал хорошо одетую женщину, провожал ее до малолюдного места, подбегал сзади и бил чем-то тяжелым по голове. Причем у жертв пропадали только сумочки и украшения, шубы и дорогую одежду преступник не трогал.

Дошло до того, что жители Ховрина и Коптева стали избегать вечерних прогулок, но напасть на след маньяка сыщикам долго не удавалось. Те немногие, кто смог выжить после нападения, ничем помочь не могли -- удар всегда был мощный и всегда наносился со спины. Сдвинулось дело с мертвой точки только в феврале 2002 года, когда из больницы сыщикам сообщили, что после нескольких недель нахождения в реанимации пришла в сознание одна из жертв маньяка, которую тот подстерег в проезде Черепанова. Как выяснилось, женщина, получив сзади страшный удар, все же успела повернуться и увидеть лицо преступника.

С ее слов составили фоторобот, который, как выяснили сотрудники ОВД «Коптево», оказался очень похож на неоднократно судимого местного бандита 30-летнего Владимира Белова. Установив за ним наблюдение, сыщики скоро установили, что у того есть друг -- такой же уголовник, 25-летний Сергей Шабанов, и, судя по поведению приятелей, они и являют собой страшных «ховринских маньяков». Задерживали подозреваемых в лучших традициях кинобоевиков -- поняв, что за ним пришли, один из бандитов успел выпрыгнуть из окна второго этажа своей квартиры и около получаса уходил от погони на машине.

Обоих обвиняемых психиатрическая экспертиза признала вменяемыми, сами же следователи охарактеризовали как «полных отморозков», не признающих никаких законов -- ни общественных, ни криминальных. По словам одного из участников расследования, Белов, который выступал в роли «старшего», -- человек с явно повышенным чувством жестокости.

По сведениям сыщиков, отец Белова в советские времена был неоднократно судим и во время последней «ходки» за убийство был застрелен при попытке к бегству. Сын пошел по стопам родителя и уже к 30 годам имел в биографии отсидку за убийство. Шабанов -- также выходец из неблагополучной семьи, «нюхнувший» лагерной романтики. Он получил срок за серию ограблений, похожих, кстати, на «ховринские» -- только их жертвами были подвыпившие мужчины. Познакомились приятели в колонии под Архангельском. В 1999 году был досрочно освобожден Шабанов, а в 2001-м -- и Белов, причем по неожиданной для его поведения положительной характеристике (в заключении он прославился особой жестокостью к другим заключенным и нарушением режима, за что часто помещался в ШИЗО).

Вернувшись в Москву, Шабанов попытался зарабатывать частным извозом, но появившийся вскоре Белов предложил более выгодное занятие -- грабежи. Рассудив, что основное хозяйство в семье ведут женщины, и значит, именно они обычно имеют при себе «семейную кассу», было решено грабить их. До «орудия труда» -- бейсбольных бит -- бандиты тоже дошли опытным путем. Как выяснилось, от первоначально использовавшегося ими электрошока жертвы слишком быстро приходили в себя. Что же касается выбора мест для нападений -- именно Ховрина и Коптева, то это объяснялось очень просто. Один район очень хорошо знал Шабанов, другой -- Белов, и там им проще было ориентироваться. Все награбленное тратили на жизнь и на наркотики, и четкого графика нападений у бандитов не было: кончались деньги -- шли «на дело».

Валерий ЧАЛИКОВ