Время новостей
     N°69, 17 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2003
Заложники контракта
Мировые автогиганты готовы создать альтернативные гонки
На прошлой неделе в Мюнхене состоялась деловая встреча, в которой приняли участие Вольфган Райтцел («Ягуар»), Буркхард Гетшель (БМВ), Юрген Хубберт («Мерседес»), Паоло Кантарелла («ФИАТ»), Патрик Форе («Рено»), Лука ди Монтенземола («Феррари»). Далеко не все имена известны читателям, между тем это все люди, напрямую влияющие на жизнедеятельность ведущих команд «Формулы-1». Они обеспечивают громадные бюджеты команд, платят звездам вроде Михаэля Шумахера и Пабло Монтойи. Они финансируют зрелище под названием «Формула-1». Еще они объединены в GPWC -- группу, собирающуюся создать в 2008 году новый чемпионат. На встрече обсуждалось будущее элитного автоспорта. Нынешний хозяин гоночной серии Берни Экклстоун и президент ФИА Макс Мосли приглашены не были.

Причина недовольства производителей банальна -- недостаточное количество доходов. Сейчас команды получают 47% телевизионной прибыли. Это примерно 175 млн долл. в год. Остальная сумма уходит в руки Экклстоуна и кредиторов обанкротившейся империи Кирх-медия. Более того, по подсчетам представителей GPWC, общая сумма доходов Ф-1 составляет 600 миллионов долларов. Учредители альянса уверены, что эти деньги должны доставаться командам, а не оседать в карманах Экклстоуна посредством бесконечного числа организованных им фирм. Общее настроение альянса высказал вице-президент «Рено» Патрик Форе. «Была одна эра «Формулы-1», сейчас придет другая. Мы счастливы иметь Экклстоуна в роли главного администратора, но большая часть денег, которую зарабатывает серия, должна доставаться командам», -- сказал он.

Группа была создана в ноябре 2001 года. С тех пор случались встречи, делались громкие заявления. На этот раз все серьезнее. Десять команд чемпионата и представители GPWC подписали соглашение. Тут важно избежать путаницы. GPWC -- это производители, к которым некоторые команды не имеют никакого отношения. Например, БАР или «Заубер». Конечно, группа может уйти и в одиночку, не привлекая на свою сторону оставшиеся команды. Однако сменить вывеску на чемпионате «Формулы-1» проще, чем на базе нескольких команд создавать новую серию. Так что после подписания соглашения Экклстоун имеет у себя в подчинении чемпионат, который не желает признавать над собой власть. В случае успешного ухода из «Формулы-1» GPWC будет играть в новой серии такую же роль, как ныне Международная федерация автоспорта (ФИА). Группа обещает командам 75% прибыли от телевизионных денег. Еще альянс рассчитывает распределять между командами все доходы от гонок.

Покинуть серию сразу нельзя. Мешает так называемый Договор согласия -- соглашение, обязующее все команды участвовать в чемпионате до сезона 2007 года включительно. Этот контракт -- главный шанс Экклстоуна удержать ситуацию под контролем. В его распоряжении есть еще несколько лет. Можно, например, создать союз с серией «Карт», о котором Берни задумывается. Да и руководители GPWC не исключают возможности остаться в «Формуле-1». В своем заявлении они пообещали полностью проинформировать Экклстоуна и ФИА о своих планах. Представители GPWC собираются встретиться с Экклстоуном и Мосли и предложить подписать новый Договор согласия на условиях, выгодных командам.

GPWC -- это серьезно. Очевидный плюс нового объединения -- отсутствие посредников вроде ФИА. Ведь чемпионат будут организовывать сами производители. Действия группы нельзя назвать революционными или бунтарскими. Просто на данном этапе развития производители решили, что можно обойтись и без Экклстоуна. Он человек, который создал современную «Формулу-1». Все находится в его руках: телевизионные контракты, выбор места проведения Гран-при, приглашение новых команд. Экклстоун (кстати, самый богатый человек Великобритании) -- великий предприниматель и очень опасный противник.

Англичанин привык к абсолютной власти. Он вряд ли потерпит демарш производителей и безропотно расстанется со своим детищем. Берни -- вездесущий человек, поэтому конфликт, развивающийся сейчас, должен был когда-нибудь произойти. Настал момент, когда участники гонок набрались достаточно сил и опыта для самостоятельной работы. Несмотря на то что за GPWC стоят очень серьезные силы, удачное для них развитие событий не гарантировано. Ведь Экклстоун отлично знает автогонки и обязательно нанесет ответный удар.

Илья ЗАХАРОВ