|
|
N°69, 17 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иванов обещает открыть Европу
ЕС согласился обсуждать безвизовый режим
Минувший вторник показал, что мечта Владимира Путина о безвизовых поездках граждан России в страны Евросоюза не столь уж и утопична. В Люксембурге на заседании Совета сотрудничества Россия-ЕС произошел неожиданный прорыв. Во всяком случае, министр иностранных дел России Игорь Иванов после совещания заявил, что европейцы согласились на создание рабочей группы, которая «определяла бы, какие первостепенные, первоочередные задачи необходимо решить для того, чтобы выполнить эту политическую волю руководителя нашего государства». А информированные источники в российской делегации поспешили сообщить, что «выход на безвизовый режим не исключен уже к 2007 году».
Конечно, решение о создании рабочей группы Россия-ЕС, которая должна разрабатывать процедуры открытия границ, само по себе еще ничего не означает. Единственное, на что пока согласна Объединенная Европа, - вести переговоры. С одной стороны, это уже немало: ведь когда Владимир Путин некоторое время назад заговорил о возможности безвизовых поездок, эту инициативу всерьез почти никто не воспринял. Тогда европейские политики давали лишь дипломатически вежливые комментарии: дескать, при благоприятном развитии, когда-нибудь в будущем можно будет об этом подумать. С другой стороны, новая рабочая группа может существовать сколь угодно долго, а стороны могут регулярно встречаться и вести переговоры. Да и дату «2007 год» называла российская сторона, европейцы же пока о сроках предпочитают не говорить. В московском представительстве ЕС вчера вообще отказались комментировать «безвизовые решения» саммита, мотивировав это тем, что ответственные лица заняты на встречах.
Тем не менее, в Москве уже всерьез обсуждают, какие первоочередные шаги нужно предпринять для закрепления достигнутых договоренностей. Официальный представитель МИД России Александр Яковенко вчера пояснил, что «будет активизировано взаимодействие компетентных властей России и стран-членов Евросоюза в области охраны границ, борьбы с организованной преступностью и незаконной миграцией».
Но чтобы добиться от Европы хотя бы каких-то визовых послаблений, России прежде всего придется убедить ЕС в том, что наши внутренние порядки удовлетворяют шенгенским условиям. Чтобы реализовать безвизовую идею к намеченному 2007 году, и МИДу, и другим российским ведомствам, надо будет работать в режиме нон-стоп. К примеру, недавно посол Финляндии в России г-н Нюберг сетовал на то, что российские загранпаспорта, мягко говоря, ненадежны. В наших документах данные часто вносятся от руки, что для европейских чиновников выглядит, видимо, несколько диковато.
Кроме того, европейцы наверняка потребуют от России ужесточить пограничный режим. Не секрет, что большинство наших границ со странами СНГ довольно «прозрачны». Возможно, от нас не будут требовать такого же жесткого контроля за «внешним периметром», какой осуществляется в странах-членах Шенгенского соглашения (речь ведь идет не о полном вхождении России в Шенген, а только о безвизовом режиме). Но в любом случае вряд ли Европу порадуют, скажем, наша символическая граница с Украиной или почти формальная граница с Белоруссией. А на налаживание серьезного пограничного режима потребуются столь же серьезные деньги, которые придется еще отыскать в нашем бюджете.
Наконец, России придется выполнить уйму внешнеполитических формальностей. Достаточно сказать о том, что договоры о реадмиссии (возвращении нелегальных иммигрантов, проникших на территорию одной страны с территории другой), скорее всего, нужно будет заключать со всеми государствами шенгенской зоны по отдельности. Причем, надо отметить, что не все страны Шенгена входят в ЕС: с Норвегией и Исландией придется договариваться отдельно от Объединенной Европы. Такую процедуру пришлось в свое время выполнить, например, Литве, добившейся безвизового режима с шенгенскими странами в 1999 году. Зато теперь литовские туристы могут спокойно въезжать в Европу без виз и пребывать там в течение целых 90 дней.
Впрочем, российские дипломаты, пожалуй, больше всех россиян заинтересованы в том, чтобы ускорить все процедуры согласования. Ведь предполагается, что именно обладатели дипломатических и служебных паспортов первыми почувствуют ослабление визового режима во время краткосрочных (сроком до 90 суток) поездок. Остальных же граждан нашей страны, сталкивающихся с довольно нервной процедурой получения шенгенской, визы глава МИД Игорь Иванов заверил, что и у России, и у ЕС «есть понимание необходимости двигаться совместно к этой цели».
Владимир ДЗАГУТО