Оживающая российская экономика изменяет лицо туристического рынка. А завершающийся сегодня workshop (учебный семинар и ярмарка турпродуктов) исследовательской фирмы «Банко» превращается в более рыночный инструмент и зеркало индустрии, чем традиционные осенние выставки. Именно здесь теперь заключается множество (если не большинство) договоров между создателями продуктов -- туроператорами -- и продавцами -- турагентами.
Приняв во внимание динамику развития отрасли после кризиса 1998 года, департамент туризма Министерства экономического развития и торговли прогнозирует, что в 2001 году в Россию въедут 7,4 млн человек из дальнего зарубежья (на 5,7% больше, чем в прошлом году), а в 2003 году -- 7,6 млн (на 8,6% больше). Посетят страны дальнего зарубежья в 2001 году 9,3 млн россиян (на 10,7% больше), а в 2003 году -- 9,4 млн (на 11,9% больше).
Однако специалисты -- исследователи и практики туризма относятся к этим цифрам критически. Исполнительный директор службы «Банко» Татьяна Чувилкина говорит, что государственной статистики туризма по-прежнему нет, и чиновники просто считают всех въехавших и выехавших. И многие из подсчитанных туристами не являются. Все же, полагает г-жа Чувилкина, даже изменение популярности направлений у российских туристов свидетельствует о серьезных сдвигах в платежеспособности населения, а также о новых тенденциях в работе игроков.
Традиционно опросив 550 топ-менеджеров московских турфирм, служба «Банко» получила удивительные результаты. И наиболее поражают показатели популярности тройки победителей рейтинга (см. таблицу). Египет, Таиланд и ОАЭ набрали больший процент популярности, чем все остальные направления. А Таиланд и вовсе превращается в «звезду» сезона и «лакмусовую бумажку» рыночных процессов.
По сравнению с прошлым годом средние цены на туры в Таиланд упали с 650 до 420 долл., что уравняло их с египетскими турами. Резко снизились цены (с 450 до 290 долл. в «непопулярные дни» середины января) и на горнолыжные туры в элитную Андорру. И это при том, что заграничные партнеры не снижали своих цен.
Исследователи видят в этом отражение нескольких тенденций. Во-первых, в этом году национальный перевозчик «Аэрофлот» загодя объявил о своих тарифах и сделал их гораздо более приемлемыми для рынка, чем раньше. Во-вторых, на подъеме экономики фирмы продолжают демпинговать, пытаясь удержать завоеванные позиции или расширить свою нишу. Это, как говорят в службе «Банко», привело к разделению рынка, выведя вперед двух несомненных лидеров по потоку отправляемых туристов. Питерская фирма «Нева» активно осваивает московский рынок по многим направлениям. Московская «Натали-турс» доминирует по четырем важным странам -- Испании, Кипру, Таиланду и зимней Андорре. При этом известная компания «Академсервис» осталась заметной только на въездном направлении. Оператор «Аэрофлот-тургрупп», претендовавший в прошлом году на захват львиной доли рынка, вообще сошел с дистанции.
С солидным отрывом следуют за лидерами «крепкие середняки» вроде VKO Travel и «Время-тур», которые в зависимости от конъюнктуры и выбранной стратегии могут как подняться выше, так и утратить свои позиции. Однако исследователи говорят, что для резкого подъема этим игрокам нужны свободные средства или кредиты. Найти свободные средства в условиях демпинга и стремящейся к нулю рентабельности почти невозможно, а для получения кредита нужно принести в банк прозрачную бухгалтерию. Это тоже практически невыполнимое условие. Туризм все еще живет «всерую», иначе многие компании просто бы разорились.
Лидеры, работающие наиболее открыто, держатся за счет оборотов и рассчитывают не только сохранить позиции, но и расширить свои ниши. Директор московского филиала «Невы» Александр Курилкин надеется, что в будущем году фирме удастся отправить не менее 80 тыс. туристов (по сравнению с 60 тыс. в нынешнем). А начальник отдела бронирования «Натали-турс» Рубен Акоста прогнозирует 20-процентный прирост потока.
Вчера трудно было определить, сколько же договоров будет заключено за время workshop, однако то, что он стал из однодневного двухдневным и что в залах гостиницы «Измайловская» было явно тесно полутора сотням операторов и нескольким сотням представителей московских и провинциальных агентств, показывает, что туристический рынок явно крепнет.
Рейтинг популярности направлений туризма, %
Страна |
Сезон «Зима 2000/2001» (прогноз) |
Сезон «Зима 1999/2000» (итоги) |
Сезон «Зима 1999/2000» (прогноз) |
Египет |
24,3 |
19,6 |
21,2 |
Таиланд |
15,4 |
9,6 |
13,1 |
ОАЭ |
12,6 |
8,7 |
11,3 |
Россия |
4,7 |
5,0 |
4,4 |
Финляндия |
4,7 |
4,4 |
5,1 |
Испания |
4,3 |
3,6 |
3,6 |
Чехия |
4,2 |
7,5 |
5,1 |
Франция |
3,7 |
6,2 |
4,9 |
Источник: ИС «Банко»