Время новостей
     N°169, 17 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2000
Крутой подъем
Туризм переживает смену лидеров и стратегии
Оживающая российская экономика изменяет лицо туристического рынка. А завершающийся сегодня workshop (учебный семинар и ярмарка турпродуктов) исследовательской фирмы «Банко» превращается в более рыночный инструмент и зеркало индустрии, чем традиционные осенние выставки. Именно здесь теперь заключается множество (если не большинство) договоров между создателями продуктов -- туроператорами -- и продавцами -- турагентами.

Приняв во внимание динамику развития отрасли после кризиса 1998 года, департамент туризма Министерства экономического развития и торговли прогнозирует, что в 2001 году в Россию въедут 7,4 млн человек из дальнего зарубежья (на 5,7% больше, чем в прошлом году), а в 2003 году -- 7,6 млн (на 8,6% больше). Посетят страны дальнего зарубежья в 2001 году 9,3 млн россиян (на 10,7% больше), а в 2003 году -- 9,4 млн (на 11,9% больше).

Однако специалисты -- исследователи и практики туризма относятся к этим цифрам критически. Исполнительный директор службы «Банко» Татьяна Чувилкина говорит, что государственной статистики туризма по-прежнему нет, и чиновники просто считают всех въехавших и выехавших. И многие из подсчитанных туристами не являются. Все же, полагает г-жа Чувилкина, даже изменение популярности направлений у российских туристов свидетельствует о серьезных сдвигах в платежеспособности населения, а также о новых тенденциях в работе игроков.

Традиционно опросив 550 топ-менеджеров московских турфирм, служба «Банко» получила удивительные результаты. И наиболее поражают показатели популярности тройки победителей рейтинга (см. таблицу). Египет, Таиланд и ОАЭ набрали больший процент популярности, чем все остальные направления. А Таиланд и вовсе превращается в «звезду» сезона и «лакмусовую бумажку» рыночных процессов.

По сравнению с прошлым годом средние цены на туры в Таиланд упали с 650 до 420 долл., что уравняло их с египетскими турами. Резко снизились цены (с 450 до 290 долл. в «непопулярные дни» середины января) и на горнолыжные туры в элитную Андорру. И это при том, что заграничные партнеры не снижали своих цен.

Исследователи видят в этом отражение нескольких тенденций. Во-первых, в этом году национальный перевозчик «Аэрофлот» загодя объявил о своих тарифах и сделал их гораздо более приемлемыми для рынка, чем раньше. Во-вторых, на подъеме экономики фирмы продолжают демпинговать, пытаясь удержать завоеванные позиции или расширить свою нишу. Это, как говорят в службе «Банко», привело к разделению рынка, выведя вперед двух несомненных лидеров по потоку отправляемых туристов. Питерская фирма «Нева» активно осваивает московский рынок по многим направлениям. Московская «Натали-турс» доминирует по четырем важным странам -- Испании, Кипру, Таиланду и зимней Андорре. При этом известная компания «Академсервис» осталась заметной только на въездном направлении. Оператор «Аэрофлот-тургрупп», претендовавший в прошлом году на захват львиной доли рынка, вообще сошел с дистанции.

С солидным отрывом следуют за лидерами «крепкие середняки» вроде VKO Travel и «Время-тур», которые в зависимости от конъюнктуры и выбранной стратегии могут как подняться выше, так и утратить свои позиции. Однако исследователи говорят, что для резкого подъема этим игрокам нужны свободные средства или кредиты. Найти свободные средства в условиях демпинга и стремящейся к нулю рентабельности почти невозможно, а для получения кредита нужно принести в банк прозрачную бухгалтерию. Это тоже практически невыполнимое условие. Туризм все еще живет «всерую», иначе многие компании просто бы разорились.

Лидеры, работающие наиболее открыто, держатся за счет оборотов и рассчитывают не только сохранить позиции, но и расширить свои ниши. Директор московского филиала «Невы» Александр Курилкин надеется, что в будущем году фирме удастся отправить не менее 80 тыс. туристов (по сравнению с 60 тыс. в нынешнем). А начальник отдела бронирования «Натали-турс» Рубен Акоста прогнозирует 20-процентный прирост потока.

Вчера трудно было определить, сколько же договоров будет заключено за время workshop, однако то, что он стал из однодневного двухдневным и что в залах гостиницы «Измайловская» было явно тесно полутора сотням операторов и нескольким сотням представителей московских и провинциальных агентств, показывает, что туристический рынок явно крепнет.

Рейтинг популярности направлений туризма, %
Страна Сезон «Зима 2000/2001» (прогноз) Сезон «Зима 1999/2000» (итоги) Сезон «Зима 1999/2000» (прогноз)
Египет 24,3 19,6 21,2
Таиланд 15,4 9,6 13,1
ОАЭ 12,6 8,7 11,3
Россия 4,7 5,0 4,4
Финляндия 4,7 4,4 5,1
Испания 4,3 3,6 3,6
Чехия 4,2 7,5 5,1
Франция 3,7 6,2 4,9


Источник: ИС «Банко»

Александр ЛЕВИНСКИЙ