|
|
N°169, 17 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А судьи где?
В Москву из Чечни вернулись представители центрального аппарата МВД, проводившие проверку работы органов следствия в республике. Действиями подчиненных генералы остались довольны: за короткий срок в Чечне было возбуждено и расследовано несколько сотен уголовных дел, в том числе связанных и с хищениями поступающей из Москвы помощи. Правда, предстанут ли перед судом обвиняемые по этим делам -- сказать сложно. В Чечне на данный момент судов просто нет, и некому рассматривать законченные уголовные дела и выносить приговоры. Для того чтобы хоть как-то исправить ситуацию, представители МВД обратились в Верховный суд с предложением создать в республике выездную коллегию судей, которая могла бы ездить по районам Чечни и проводить судебные процессы на местах. Подробнее об этой проблеме, а также в целом о работе следственных органов в Чечне корреспонденту газеты «Время новостей» Александру ШВАРЕВУ рассказал заместитель начальника Следственного комитета при МВД генерал-майор юстиции Евгений ТИМЛЕВ.
-- Как сейчас в Чечне организована работа следственных органов?
-- Там начали функционировать следственные подразделения в составе временных органов внутренних дел. Сначала -- в Наурском, Надтеречном, Шелковском районах, чуть позже -- в Ачхой-Мартановском и Гудермесском. Сейчас в 18 из 20 районов Чечни такие отделы уже работают. Сформированы они из сотрудников органов внутренних дел других субъектов России. Параллельно создается и структура республиканского МВД из числа местных жителей. Сейчас в республике предварительное следствие обеспечивают 200 человек: более 100 работают во временных следственных отделах, а 80 человек -- местные сотрудники, служащие в постоянных отделах. За 10 месяцев этого года следователи добились неплохих результатов: у них в производстве было 2225 уголовных дел, расследование больше половины которых уже завершено. В суды направлено 550 уголовных дел.
-- Однако известно, что большая часть из этих дел так и не была рассмотрена судом.
-- Это один из самых болезненных для нас вопросов. Сейчас в Чечне формирование судов находится на начальной стадии, и рассматривать дела практически некому. Правда, Верховный суд постановил рассматривать «чеченские» дела в судах близлежащих регионов -- в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской области. Но на практике провести там процесс почти невозможно. Ведь для полноценного судебного заседания в эти регионы надо доставлять, помимо обвиняемых, свидетелей, потерпевших и т.д. Всем им необходимо обеспечить безопасность, оплатить проезд, проживание, выдать суточные. Сделать это нереально, и поэтому сейчас более 400 расследованных дел из Чечни лежит без движения, и когда они будут рассмотрены, неизвестно. Не менее сложная ситуация складывается и с адвокатами, без которых, как известно, ряд следственных действий невозможен. Сейчас найти адвоката в Чечне крайне сложно.
-- Какие пути решения проблемы вы видите?
-- В целом они уже определены. Недавно состоялся ряд заседаний высшей квалификационной коллегии Верховного суда РФ, на которых рассматривался вопрос о создании судов в четырех чеченских районах: Шалинском, Гудермесском, Надтеречном и Наурском. Планируется, что уже с 1 декабря они начнут работать. Кроме того, в качестве одной из форм функционирования судебной власти в республике рассматривается вариант создания так называемых выездных сессий. Судьи под усиленной охраной будут на 7--10 дней приезжать в определенный район Чечни и рассматривать накопившиеся там дела. Постепенно мы пытаемся решить проблему и с адвокатами в республике. Недавно там возобновила деятельность коллегия адвокатов, насчитывающая 50 человек, и в ряде районов помощь защитника стала более доступной.
-- Самый больной вопрос -- много ли следователям удается выявить фактов хищения помощи, поступающей в Чечню из центра?
-- Если сравнивать с тем, что было до второй чеченской кампании, то сейчас хищения уже не достигают таких масштабов. Сегодня четко отслеживается, как и куда идет помощь, хотя, конечно, случаи хищения бывают. Об этом свидетельствуют уголовные дела. Так, Следственное управление при УВД по Чечне закончило расследование уголовного дела о крупном хищении гуманитарной помощи -- риса, масла, макарон и других продовольственных товаров. К уголовной ответственности по этому делу привлечен сотрудник отдела социальной защиты Гудермесского района Закаев. С декабря 1999-го по февраль 2000-го он принимал продукты питания, которые предназначались для бесплатной раздачи инвалидам, сиротам, малоимущим. Закаев вносил в списки нуждающихся вымышленных получателей, продукты продавал, а выручку клал в карман. Это уголовное дело уже передано в прокуратуру Чечни. Закончено также расследование в отношении начальника отделения Пенсионного фонда Грозненского района Затуева. Используя служебное положение, он и главбух с января по июнь 2000 года оформили на работу более 20 своих знакомых и родственников, составили на них фиктивный табель учета рабочего времени, выдавали им зарплату и таким образом похитили более 100 тыс. рублей. Сейчас ведется сразу несколько интересных дел, связанных с массовым хищением доставленного в Чечню бурового оборудования для добычи нефти. Некоторые из дел еще в производстве, а часть передана в прокуратуру, в том числе и военную, поскольку в одном из них фигурирует заместитель комиссара одного из районов республики.
Беседовал Александр ШВАРЕВ