|
|
N°68, 16 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьи, которых мы не заслужили
Председатель музыкального жюри -- Никита Долгушин, в прошлом потрясающий танцовщик, в настоящем унылый балетмейстер, сочиняющий спектакли постные и «эстетские» одновременно. Мечтает возглавить балет Мариинки. Звезда музыкального жюри -- Владимир Васильев, в прошлом отличный танцовщик, ныне тоскливый балетмейстер, не так давно выпровоженный из Большого, с трудом стряхнувшего с себя коньков-горбунков и лебедей в кокошниках. На десерт -- Геннадий Абрамов, супертанцовщиком никогда не бывший, прославившийся как первоклассный педагог, но как-то плавно перешедший из категории доброжелательных учителей в разряд унылых менторов, считающих, что молодежь надо мариновать лет десять и бить по рукам, если много себе позволяют. Остальные люди в жюри -- музыкальные, оперные, декоративные. Вот и получили мы следующий список лауреатов в балетных номинациях.
Лучший спектакль -- «Пиковая дама», что сделал в Большом театре 80-летний Ролан Пети. В списке были еще мариинская «Золушка» (Ратманский), «Леа» (Театр танца Алексея Фадеечева -- тоже Ратманский), «Блудный сын» (Мариинка -- Баланчин) и «Роден» (театр «Хореографические миниатюры»).
«Роден» заведомо был неконкурентоспособен -- бывший якобсоновский театр, восстановивший спектакли придавленного советской властью гения, но не сумевший их на должном уровне станцевать, явно попал в список за «миссию». За нее и получил специальный приз жюри. Но, пренебрегши умными, выточенными, многогранными спектаклями Баланчина и Ратманского, выбрать мещанский комикс Пети? Странно? Нет. Логично. В Мариинке же достижений быть не может. Кстати, следуя логике этого жюри, и хореографов в России нет -- «Маску» за работу балетмейстера не вручили никому. «Маска» за лучшую мужскую роль досталась Николаю Цискаридзе (он соревновался с Андреем Меркурьевым, исполнявшим роль Принца в мариинской «Золушке»). Вообще-то московскому Германну «Маски» мало, ему надо Героя России давать за лыжную прогулку по асфальту этого спектакля. С лучшей женской ролью все не так очевидно. При наличии двух балерин (уютная, детская, сияющая Вишнева-Золушка и трагическая, резкая, непривычная Ананиашвили-Леа) выбрать Илзе Лиепа, исполняющую мимическую роль? Выглядит как еще одно программное заявление: балерин сейчас, по мнению жюри, тоже нет.
Лучшим спектаклем contemporary dance названо «Ожидание» Ольги Пона -- тихий рисуночек русского деревенского мифа, где девицы теплят свечку у заснеженного окошка. Мило и непритязательно, отлично станцовано -- но была бы какая-то высшая справедливость в том, чтобы «Маска» досталась посмертно Евгению Панфилову за его рвущую душу в клочья «Блокаду».
Панфилов так ни разу «Маску» и не получил (шоу «Бабы, 1945» в позапрошлогодней «Новации» не в счет). Ратманский, чувствуется, в ближайшие пятьдесят лет не получит. Потому что для того, чтобы тебя полюбило такое жюри, надо перестать ставить спектакли и начать вытаптывать вокруг все живое. Как это делает Юрий Григорович, в этом году удостоенный «Золотой маски» в номинации «Честь и достоинство».
Анна ГОРДЕЕВА