|
|
N°68, 16 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Уменьшим налоги -- сократим дотирование сельского хозяйства»
Правительство не оставляет попыток улучшить систему налогообложения сельхозпроизводителей. Фактический провал с введением единого сельхозналога в регионах вынудил разработчиков искать новые варианты упрощенной системы налогообложения, которая, по их убеждению, понравится и селянам, и государству.
Главная цель налоговых новаций, говорят в Минэкономразвития, не увеличить доходную базу бюджета, а приучить аграриев платить налоги. О планируемых изменениях в сфере налогообложения сельхозпроизводителей обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал глава департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил ОРЛОВ.
-- Как теперь будет выглядеть сельхозналог?
-- Мы предлагаем ввести единый налог, наподобие упрощенной системы для малого бизнеса. И так же, как и малые предприятия, аграрии могут либо перейти на него, либо платить налоги как обычное предприятие. Ставка налога -- 6%т от чистого дохода (доходы минус расходы). Налогоплательщик освобождается от налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога на сельхозмашины, ЕСН и НДС в полном объеме. Воспользоваться новой схемой смогут все предприятия, в выручке которых более 70% составляет реализация сельскохозяйственной продукции. Любые другие ограничения, существующие, например, для малого бизнеса, -- по численности, объему основных фондов или максимальному объему выручки от реализации -- исключены. Сельхозпроизводители, перешедшие на упрощенную систему, могут в отличие от малых предприятий сохранить за собой право уплаты НДС. Это касается предприятий, которые включены в технологическую цепочку и продают свою продукцию не населению, а другому предприятию. Единый налог в отличие от всех других налогов будет уплачиваться всего один раз в год по итогам года. Существование любых авансовых платежей означает отвлечение оборотных средств из производства.
-- Какие еще налоги придется платить аграриям?
-- Все сельхозпроизводители обязаны уплачивать земельный налог. Это принципиальный вопрос, так как земельный налог, по нашему мнению, будет стимулировать эффективное использование земельных участков. Он, кстати, составляет достаточно существенную долю в объеме всех сегодняшних налоговых выплат. Чуть менее половины всех выплат приходится на этот налог. Также сохранятся такие налоги, как лесной доход (уплачивается при вырубке леса), налог на рекламу и прочие местные налоги. Поскольку эти налоги напрямую с сельхоздеятельностью не связаны, по нашему мнению, предусматривать специальное освобождение для сельхозтоваропроизводителей не нужно.
-- Зачем вообще нужна особая система для аграриев? Почему они не могут платить налоги так же, как и все остальные?
-- Есть несколько целей, которых мы намерены добиться, но ни одна из них не связана с увеличением налоговых поступлений. Сегодняшние доходы бюджета от сельского хозяйства ничтожно малы, все сельское хозяйство в год дает всей бюджетной системе порядка 16--20 млрд руб. Эта сумма несопоставима с дотациями, ежегодно из федерального бюджета выделяется 20--25 млрд руб. Новая система должна привести практически к двукратному сокращению налоговой нагрузки.
Самое главное, чего мы хотим добиться, -- это повысить дисциплину, чтобы селяне начали вести учет своей финансовой деятельности. Мы реалисты и не ожидаем, что это позволит высвободиться каким-то инвестиционным ресурсам. Особенность российского сельского хозяйства заключается в том, что в большинстве случаев себестоимость продукции превышает ее рыночную стоимость. Поэтому государство вынуждено дотировать сельское хозяйство, проводя, например, зерновые интервенции. Доля налоговых платежей в себестоимости составляет порядка 10%. Таким образом, сокращая налоги, мы понемногу сокращаем разрыв между себестоимостью и рыночной стоимостью. То есть ожидаемый эффект -- это сокращение дотирования сельского хозяйства.
-- В какой бюджет будут направлять платежи?
-- Основная доля, это уже решено, пойдет в региональные и местные бюджеты. Сейчас идет дискуссия по поводу отщепления некой доли в федеральный бюджет. На взгляд нашего министерства, это нецелесообразно. Мы бы от федеральной доли отказались.
-- Сколько предприятий, на ваш взгляд, захочет перейти на единый сельхозналог?
-- Здесь мы ожидаем большего энтузиазма со стороны предприятий. Мы полагаем, что процент будет существенно выше 50%, скорее даже 80--90%. Ведь налог будет платиться только с прибыли. 6% от нуля -- это ноль, все это прекрасно понимают.
Можно пока очень приблизительно сказать, что если сегодня налоговое бремя для сельхозпроизводителей составляет в ряду затрат (себестоимости) порядка 10--15%, то с применением нашей методики доля налогов в себестоимости соответственно сократится до 5--7%.
-- Весьма распространено мнение, что не так беден наш аграрный сектор, как из-за значительной доли расчетов в натуре сложно отследить реальные доходы отрасли.
-- Проблема администрирования действительно существует, причем всеобщая. Но именно в сельском хозяйстве она, на мой взгляд, сильно преувеличена. Это ведь не челноки и не черный рынок. Говорить о том, что мы недополучаем доходы из-за того, что их скрывают, -- это сильное преувеличение. Все-таки основная причина -- это убыточность сельского хозяйства.
Беседовала Вера СИТНИНА