Время новостей
     N°68, 16 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2003
Лужков подыскал для ЗИЛа новое место
Вдалеке от Москвы
Настойчивые заявление правительства Москвы о необходимости переноса промышленных объектов из центра столицы могут обернуться для ЗИЛа сменой прописки.

Вчера замминистра экономики и промышленности Татарии Сергей Мухин заявил, что мэр Москвы Юрий Лужков и президент республики Минтимер Шаймиев утвердили в марте протокол, который де-факто предусматривает перенос производственных мощностей ЗИЛа на КамАЗ. Будет ли переведено в Татарию все производство грузовиков из Москвы или его часть, окончательно еще не решено. Тем не менее эксперты уже прорабатывают детали переезда.

Если учесть, что производственные показатели ЗИЛа неуклонно снижаются (выпуск машин в 2002 году составил 11,8 тыс. по сравнению с 16,2 тыс. в 2001-м), перенос мощностей может дать вторую жизнь заводу. Более дешевая рабочая сила и менее изношенное оборудование на новом месте способны снизить себестоимость производства. Для КамАЗа это будет означать загрузку простаивающих мощностей. В 2002 году он произвел 21,7 тыс. машин при возможном объеме около 100 тысяч.

«Кроме того, запуск в производство ЗИЛа-3150 («Бычок») позволит КамАЗу, до сих пор специализирующемуся на средне- и большегрузных машинах, освоить рынок грузовиков малого класса. Расширение номенклатуры укрепит позиции завода внутри страны, которые он в последнее время уступает белорусским «МАЗам» и подержанным иномаркам, -- считает вице-президент ИГ «Атон» Александр Агибалов. -- Однако основную ценность представляет земля, на которой расположен ЗИЛ. Это 264 га». После переезда завода в Татарию несколько сотен гектаров неподалеку от Садового кольца, согласно программе по перепрофилированию территорий промзоны, отойдут под застройку жилья либо коммерческих объектов. Ввиду отсутствия рынка земли сложно оценить стоимость участка, но аналитики полагают, что это никак не менее 1 млрд долл. Поскольку право распределять инвестпроекты между застройщиками принадлежит правительству Москвы, нетрудно догадаться, кому выгоден переезд завода.

В ноябре прошлого года Лужков распорядился передать управление заводом, контрольный пакет которого принадлежит московскому правительству, бывшему первому замгендиректору КамАЗа Виктору Беляеву. А тот в декабре назначил гендиректором ЗИЛа Константина Лаптева. Оба являются выходцами из команды Олега Дерипаски.

В то же время пока непонятно, кто оплатит перенос производства -- ни у главного акционера ЗИЛа, ни у КамАЗа на это нет средств. По итогам прошлого Камский автозавод получил 78 млн руб. прибыли лишь за счет списания долгов перед бюджетом Татарии. Не исключено, что инвестировать проект будет предложено Олегу Дерипаске, который взамен может получить как долю в КамАЗе, так и часть зиловской земли.

Яна ВИКТОРОВА