Получают реальное подтверждение прогнозы, что после победы США над Ираком страны третьего мира примутся активно вооружаться. Как заявил во время визита в Южную Корею министр обороны Сергей Иванов, уже с началом военных действий в Заливе спрос на российское вооружение стал ощутимо расти. «За последний месяц, -- с гордостью констатировал г-н Иванов, -- количество обращений в Министерство обороны России о поставках современных обычных вооружений со стороны очень многих государств стремительно возросло». Словом, как сказал глава военного ведомства, в результате иракской войны «получился парадоксально выгодный для нас результат». И поблагодарил американцев за
бесплатную рекламу.
При этом министр специально отметил, что особенно оживились потенциальные покупатели после того, как США обвинили Россию в незаконных поставках Багдаду некоторых российских систем. Напомним, США тогда утверждали, что якобы из-за действия наших «глушилок» американские летчики вынуждены бить по своим, а «Томагавки» улетали то в Турцию, то в Саудовскую Аравию.
Официально и Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС), и «Рособоронэкспорт» (две главные организации в торговле оружием) комментировать слова министра отказались. Однако источник в КВТС заявил обозревателю газеты «Время новостей», что «министр обороны -- фигура политическая, ему позволено говорить о тенденциях, а мы -- организация коммерческая, говорим на языке контрактов». Пока, заявил источник, говорить именно о контрактах рано. Однако тенденцию увеличения спроса на российское оружие подтвердил.
Можно ожидать, например, повышения спроса на переносные противотанковые ракетные комплексы типа «Корнет-Э» (по западной классификации АТ-14), ручные гранатометы, приборы ночного видения. Многие страны имеют виды на компактный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) пассивной локации «Феникс»: установленный на крышах высотных зданий, он может обнаруживать и сбивать воздушные цели. Так называемые бесконтактные войны и применение крылатых ракет уже привели к повышению спроса на средства радиоэлектронной борьбы, попортившие американцам нервы в Ираке.
«Во всех последних военных конфликтах, если исходить из характера действий наступающей стороны -- воздушной операции, наблюдался повышенный спрос на системы ПВО (объектовые типа С-300, войсковые -- «Тунгуска», «Тор», «Бук», так и переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), -- считает руководитель российского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук. -- Иракский кризис может стимулировать также закупки тяжелой бронетехники и средств борьбы с ней».
По-новому потенциальные покупатели, видимо, оценят и российские предложения по модернизации бронемашин. На вооружении разных стран мира остается не менее 12 тысяч Т-72. Они прекрасно зарекомендовали себя в условиях пустыни и жаркого климата, и, как показал иракский опыт, смогли не без успеха противостоять даже куда более современным «Абрамсам». А их оснащение тепловизорами, приборами ночного видения, усиленным пушечным вооружением и системой динамической защиты типа «Штора» может усилить их боевые возможности.
«Однако еще вопрос, -- поделился с обозревателем газеты «Время новостей» сомнениями директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, -- обратят ли арабские страны внимание на наше оружие или будут пытаться «упаковаться» чем-то другим. Дело в том, что у России некоторое время назад уже были переговоры с Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией о поставках вооружений, в частности средств ПВО, но под давлением американцев мы спустили эти контракты на тормозах».
По мнению ряда экспертов, осложнит ситуацию то, что многие потенциальные клиенты на Арабском Востоке считают российскую позицию по Ираку непоследовательной и скорее всего будут ориентироваться на Францию и Германию. Поэтому большинство специалистов не решаются на сверхоптимистические прогнозы. Наши же постоянные партнеры -- Сирия, Ливия и Иран, мягко говоря, небогаты и не могут тягаться с Китаем и Индией, на чью долю приходится едва ли не две трети экспорта российских вооружений.
Тем не менее, прогнозы увеличения портфеля военных заказов, по разным оценкам, - до 10-15%. Это для России немалая сумма - более 700 млн долл., если исходить из прошлогоднего результата в 4,8 млрд. Не исключено, однако, что Россия в целях сохранения хороших отношений с США не пойдет на расширение оружейного экспорты в так называемые «страны-изгои». Тем более что американцы и так уже проявляют к этой теме нервный интерес.