|
|
N°67, 15 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сделка по-туркменски
Ниязов заставляет Кучму заплатить за трубу в обмен на предназначенный для России газ
Последние две недели в газовой сфере СНГ проходят под знаком президента Туркмении Сапармурада Ниязова. Едва подписав 25-летний контракт о продаже 2 трлн кубометров газа «Газпрому», глава Туркмении заявил, что это никоим образом не будет ущемлять интересы Украины. И уже в субботу г-н Ниязов предложил в Ашхабаде Леониду Кучме «от имени своего государства и от имени России» заключить трехстороннее политическое и экономическое соглашение на срок до 2028 года о «совместном использовании туркменского газа и обязательстве сторон». Однако для того, чтобы в Киев начались реальные поставки, необходимо «изъять» их из российско-туркменского соглашения. Очевидно, что между Москвой и Киевом на этот счет ожидается серьезный конфликт интересов, в котором каждое государство наверняка будет использовать все имеющиеся административные рычаги.
Как известно, пятилетний контракт с «Нафтогазом Украины» по ежегодной закупке 36 млрд куб. м газа заканчивается в 2006 году. А согласно российско-туркменскому соглашению, на 2007 год запланирован резкий (в 5--6 раз) рост закупки туркменского газа «Газпромом» до 60--70 млрд кубов. Чтобы продолжать поставлять газ всем ныне имеющимся потребителям плюс «Газпрому», г-ну Ниязову нужно совершить невероятное -- удвоить добычу уже через четыре года.
Даже если Туркменбаши и сможет достичь таких показателей, ему предстоит решить еще одну не менее сложную проблему -- транзита. Пропускная способность транспортной системы (Туркмении, Узбекистана, Казахстана и России) на этом направлении на данный момент полностью загружена, а значит, ограничена 45--50 млрд куб. м газа в год. Российско-туркменское 25-летнее соглашение о сотрудничестве предполагает, что она будет увеличена за счет строительства нового газопровода вдоль берега Каспия через Казахстан мощностью 30--40 млрд кубометров и стоимостью порядка 1 млрд долл. Это как раз обеспечит потребности «Газпрома» для выполнения контрактных обязательств по закупке газа. Для того чтобы оставить в игре хотя бы Украину, нужно строить трубу мощностью в два раза больше.
Впрочем, г-н Ниязов, судя по всему, нашел иной вариант. «Туркменистан готов до 2028 года установить твердую цену на газ, которая отвечает нынешней, -- сказал он. -- Однако для продолжения сотрудничества с Украиной после 2006 года, когда закончится действие нынешнего контракта, а по туркмено-российскому объемы прокачки газа должны существенно вырасти, необходимо общими усилиями построить новый газопровод по Каспийскому побережью через территорию Казахстана, к чему должна приобщиться и Украина».
Иными словами, Туркменбаши готов закрепить за Украиной 36 млрд кубометров газа из тех объемов, которые будет закупать «Газпром», в обмен на инвестиции Киева в строительство трубопровода. Учитывая, что расходы на его прокладку должны были делиться между Россией и Туркменией, получается, что г-н Ниязов намерен попросту переложить часть обязательств своей страны на Украину. И при этом получить возможность экспортировать почти весь газ по весьма привлекательной цене.
«Я всегда являлся сторонником трехстороннего туркмено-российско-украинского соглашения по газу», -- заявил Леонид Кучма. Более того, подчеркнул он, Украина рассматривает эту проблему «в рамках международного газового консорциума, который мы создаем». Это заявление свидетельствует о том, что Украина не собирается упустить шанс воздействовать на Россию через консорциум по управлению газопроводами (создание которого, кстати, идет довольно вяло). И эта позиция Киева, как стало известно газете «Время новостей», вчера обсуждалась на встрече г-на Кучмы с главой «Газпрома» Алексеем Миллером в столице Украины. Источник в «Газпроме» утверждает, что для руководства концерна субботние откровения г-на Ниязова стали неожиданным поворотом, ведь появление Украины в качестве участника российско-туркменского соглашения пока вообще не рассматривалось.
Как уже сообщала газета «Время новостей», сегодня в Ашхабад по приглашению Туркменбаши должен прибыть глава «Итеры» Игорь Макаров. По данным источников газеты, время визита г-на Макарова, после переговоров туркменского вождя с президентами России и Украины, выбрано не случайно. Руководство «Итеры» стремится продлить на 2004 год действие заключенного в прошлом году соглашению с «Туркменнефтегазом», согласно которому в 2003 году компания закупает 10 млрд куб. м туркменского газа.
Резонно предположить, что после заключенных в Москве соглашений о покупке «Газпромом» в ближайшие три года газа у Ашхабада по 44 долл. за тыс. куб. м, г-ну Макарову, скорее всего, будет предложено платить как минимум на 2 долл. больше (иначе переговоры даже с такой «любезной» туркменскому газовому монополисту компанией, как «Итера», становятся просто бессмысленными). Визит г-на Макарова в Туркмению заранее не планировался. А если учесть, что в конце мая (на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга) президенты Украины и Туркмении собираются окончательно договориться о стратегическом газовом партнерстве между двумя странами, то напрашивается очевидный вывод: сегодняшние переговоры с «Итерой» нужны Туркменбаши только для того, чтобы «набить цену» на свой газ до 48--50 долл. в предстоящей торговле с Киевом (цены на 36 млрд куб. м устанавливаются ежегодно). А от «Итеры» всегда можно будет отказаться.
Алексей ГРИВАЧ, Аркадий ДУБНОВ