Время новостей
     N°66, 14 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2003
Журчат ручьи, и сердце тает
В Большом грядет премьера балета, запрещенного Сталиным
«Какие-то люди в одежде, не имеющей ничего общего с одеждой кубанских казаков, прыгают по сцене, неистовствуют», -- так 6 февраля 1936 года газета «Правда» описывала поставленный Федором Лопуховым комический балет Шостаковича «Светлый ручей». Со дня премьеры в Большом театре тогда прошло три месяца, со дня первого представления в Малеготе -- более полугода. Главный театр страны в довоенные времена практиковал перенос на свою сцену «опробованных» спектаклей, экспериментальной площадкой оказывались театры Ленинграда. «Светлый ручей» был «опробован», имел успех, да и после московской премьеры пресса была отличной. Но после визита на спектакль Иосифа Виссарионовича появилась та самая редакционная статья в «Правде» (авторство приписывается Жданову), и «Светлый ручей» исчез из репертуара почти на семьдесят лет. Теперь его ставит заново Алексей Ратманский (хореография Лопухова утеряна безвозвратно). В конце минувшей недели Большой театр провел пресс-конференцию, посвященную премьере, что грянет в эту пятницу.

Главный дирижер -- музыкальный руководитель театра Александр Ведерников сказал несколько слов об «особой репертуарной физиономии Новой сцены» (встроив будущий спектакль в ряд с оперными премьерами сезона -- «Снегурочкой» и «Похождениями повесы»). Предположил, что вслед за «Ручьем» (сотворенным в кубанско-колхозных обстоятельствах классическим водевилем, где муж не узнает собственную жену и за ней ухаживает) в Большом может появиться более ранний балет Шостаковича «Болт» (сюжет -- разоблачение вредителя на заводе), и убежал на репетицию «Руслана и Людмилы» -- тоже премьера не за горами. Продолжили пресс-конференцию те люди, что выпускают спектакль: художник Борис Мессерер, дирижер Павел Сорокин и хореограф Алексей Ратманский. Артистов представляли Мария Александрова и Сергей Филин. За начальство остался худрук Большого балета Борис Акимов.

Вымотавшись на репетиции, «надежда русского балета» (единственный отечественный хореограф, выпускающий по два отличных спектакля в год, -- на «Золотой маске» сейчас соревнуются друг с другом его мариинская «Золушка» и «Леа», сделанная в Театре танца Алексея Фадеечева) Ратманский говорил немного. Сказал лишь, что не собирался стилизовать эпоху и что было интересно всего лишь простодушно пройтись по либретто и музыке. («Это очень балетная партитура. Шостакович продолжил традиции Минкуса, Дриго и Пуни -- на уровне своего гения».) После этой фразы журналисты заулыбались -- вспомнилась история с Геннадием Рождественским, презрительно отзывавшемся о балетных композиторах. Собственно, в период его правления Ратманский и был приглашен ставить «настоящую музыку» -- Шостаковича, «Светлый ручей». Будто вспомнив грозного коллегу, Павел Сорокин похвалил хореографа за то, что тот не приспосабливает оркестр к нуждам балета (не меняет темпы). А Борис Мессерер признался, что хотел сначала сделать оформление политизированным (все-таки 30-е годы), но потом политика уступила место юмору, более соответствующему стилистике хореографии. Под конец назвали исполнителей главных ролей. В первом составе парой колхозников будут Инна Петрова и Юрий Клевцов, парой гостей из города (приехавшими с гастролью балетными артистами) -- Мария Александрова и Сергей Филин. Во втором составе -- Анастасия Яценко и Владимир Непорожний, Елена Андриенко и Ян Годовский соответственно. Если все сложится правильно (тьфу-тьфу-тьфу!), у спектакля есть шанс стать главным событием сезона.

Анна ГОРДЕЕВА