|
|
N°66, 14 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ставки не сделаны
Закон об «автогражданке» рискует вовремя не заработать
Эпопея с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО) продолжается: премьер Михаил Касьянов до сих пор не подписал постановление о размере тарифных ставок и поправочных коэффициентов. Между тем до вступления в силу одноименного закона остается всего два с половиной месяца. Каждый автовладелец с 1 июля будет обязан приобрести полис, застраховав свою гражданскую ответственность на случай ДТП. Штрафовать за отсутствие страховки ГИБДД будет с 1 января 2004 года. А страховые компании, которые жаждут начать работать по новому, достаточно запоздалому, закону, ждет масса «автогражданских» проблем.
Закон, уже подписанный Владимиром Путиным, не сможет работать без утверждения тарифов. Чем ближе 1 июля, тем сильнее ропщут страховщики: им нужно еще получить лицензию на ОСАГО, подготовить информационную базу, рассчитать и проверить огромное количество цифр. Следовательно, увеличивается риск того, что закон вовремя не начнет работать.
Впрочем, число желающих страховать автогражданскую ответственность растет. Хотя, согласно закону, заниматься ОСАГО смогут только компании, входящие в Российский союз автостраховщиков (РСА) и имеющие представительства во всех регионах страны (в противном случае страховщик договаривается о сотрудничестве с компанией, у которой есть филиал в этом регионе). Сейчас профобъединение насчитывает 85 членов, планируется вступление в союз еще 20 компаний.
«Есть опасения, что значительная часть населения и ряд бюджетных организаций, у которых нет денег на автострахование, начнут страховаться лишь с 2004 года, когда будут введены штрафы, -- считает начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Игорь Александров. -- Убытки же, понесенные в результате ущерба жизни или здоровью, должны быть возмещены при любых обстоятельствах. В итоге собранная премия охватит не весь рынок, а убытки будут возмещены. Искаженная статистика не даст реального представления об обоснованности тарифов».
Одной из главных трудностей остается информационное взаимодействие большинства компаний с филиалами и региональными представительствами. По словам замгендиректора компании «Ресо-Гарантия» Игоря Иванова, «эта задача -- очень дорогая и сложная, причем многие страховщики ее недооценивают». Крупные участники рынка намерены полностью автоматизировать свою деятельность в этой области: вести учет договоров страхования, регулировать убытки, управлять продуктами и взаимоотношениями с клиентами.
Несомненно, работа с ОСАГО позволит компаниям расширить свою клиентскую базу. Как рассказала газете «Время новостей» начальник управления регионального развития страховой группы «Спасские ворота» Елена Фельгенгауэр, «в этой связи все большую актуальность приобретает эффективность выстраивания бизнес-процессов, в том числе в области страхового учета и массового обслуживания клиентов». Замгендиректора «Росгосстраха» Лариса Дыдыкина советует небольшим компаниям заключать договоры с крупными страховщиками и выступать их агентами по ОСАГО. «Иначе мелкие страховщики просто не справятся с убытками, неизбежными при «автогражданке», -- полагает она. -- Через пять лет на этом рынке останутся только самые мощные компании».
Алексей РОЖКОВ