|
|
N°66, 14 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пхеньян согласен на большой разговор
В эти выходные МИД Северной Кореи в своем специальном заявлении намекнул на возможность обсуждения ядерного кризиса на полуострове в многостороннем формате. Это может стать первым шагом к ослаблению противостояния между США и КНДР. Ранее северокорейские власти настаивали исключительно на диалоге со Штатами, что решительно не устраивало Вашингтон.
Госдеп США отреагировал «с интересом» и заявил, что ждет получения дополнительной информации «по соответствующим дипломатическим каналам». Президент Южной Кореи Но Му Хен выразил надежду, что ядерный кризис будет урегулирован мирным путем.
Информированные эксперты считают, что перемена в позиции Северной Кореи вызвана закулисным давлением России и Китая, решивших поддержать планы США по вовлечению КНДР в многосторонние переговоры. По данным американского аналитического центра Stratfor, в конце марта Ким Чен Ир тайно ездил в Пекин для встречи с новым лидером Ху Цзиньтао, где заручился поддержкой и обещанием посредничества в споре между Пхеньяном и Вашингтоном.
Вашингтонские «ястребы» потирают руки, полагая, что Пхеньян стал более сговорчивым под влиянием триумфального блицкрига США в Ираке. Но если опьяненная победой над Саддамом Америка не будет готова к компромиссам в общении с Ким Чен Иром, надежды на разрешение ядерного кризиса окажутся тщетными. Ведь уступка сопровождалась важной оговоркой -- Пхеньян согласится на многосторонние переговоры лишь в случае «решительного поворота» в политике США в области разрешения ядерного кризиса.
На прошлой неделе Ким Чен Ир, не показывавшийся на публике полтора месяца, общался со своими военными. Официальное агентство ЦТАК сообщило, что в минувший четверг вождь побывал с инспекцией в летной части 887. Там он «с большим удовлетворением» отметил, что «летчики всегда поддерживают высокий уровень революционной бдительности и готовы смело нанести ответный удар по врагу, когда бы тот ни напал».
США хотят получить от Пхеньяна все и сразу -- отказ от ядерной программы, прекращение разработки и производства ракет, отвод войск от демилитаризованной зоны плюс улучшение ситуации с правами человека. Здесь не обойтись без масштабных международных инспекций, но опыт Ирака убедил Пхеньян, что согласие на ооновские проверки и уничтожение неугодного Западу оружия не является спасением от внешней агрессии. К тому же Вашингтон принципиально не хочет вознаграждать неприятный ему режим за «шантаж» и «плохое поведение». А это лишает Ким Чен Ира материальных стимулов.
Александр ЛОМАНОВ