Время новостей
     N°66, 14 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2003
Безопасность с задором
Министр образования Владимир Филиппов выступил с очередной инициативой: создать федеральную программу «Безопасная школа». Печальный повод для такой инициативы всем известен, да и причины тоже. Надо заметить, что выдвигать инициативы министру не привыкать: двенадцатилетнее образование, правда, провалилось, стандарты содержания образования так и не приняты, а о едином государственном экзамене бытуют разные мнения. И все же нынешнее предложение г-на Филиппова особенное. «Безопасность» -- самое распространенное слово в сегодняшней России. Мы часто в последнее время говорим о национальной, государственной безопасности, но о бытовой, массовой -- как-то вскользь и невнятно. Сгорели дети, две трагедии за неделю, и включилось арифметическое мышление, заработала передовая часть государственного механизма -- риторическая.

Ведь всем известно, что не программ у нас не хватает, а исполнителей. Упраздненную в школах в 1992 году начальную военную подготовку (НВП) заменили якобы на благозвучное ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Преподавателей, правда, оставили во многом прежних -- бывших военруков, физкультурников или взяли кого покрепче у шефов. Кто автоматы разбирает, кто гражданскую оборону изучает, кто про выживание в джунглях или под водой рассказывает, ну а кто-то и про землетрясения, наводнения, пожары... Курс, на самом деле, все позволяет, но вот результаты оставляют желать лучшего. Ведь «наши люди» к этому не со «звериной серьезностью» относятся, не буквально, а по-задорновски: со смехом и национальной смекалкой (куда там «тупым американцам» или тем более японцам).

Не ставлю под сомнение необходимость «Безопасной школы», но легко могу представить, как она будет выполняться. Методика отлажена -- теперь директоров школ замордуют проверками, потом справки, совещания, отчеты о проделанной работе. Например, «проведена научно-практическая конференция на тему «Безопасная школа» или педсовет с повесткой в один вопрос: «О состоянии противопожарной безопасности в школе и мерах по ее укреплению». И еще несколько приказов директора: «О категорическом запрете курения в школе», «О необходимости проверки и покупки новых огнетушителей», «Об обязательном переобучении учителей школы правилам противопожарной безопасности и проведении специальных занятий с учениками» (это такая форма защиты чиновника от ответственности, как невротика -- от повышенной тревожности). И самое интересное в конце, когда дойдет до тренировок (ибо, как сетует министр, «практики не хватает»): такая профанация начнется, такой бедлам и анекдот, что только держись от хохота.

Традиция развлекательно-показательных мероприятий имеет в нашей стране дружную и славную историю: от царизма нам остались потемкинские деревни, от социализма -- добровольно- принудительный подход и кампанейский метод, сейчас вот -- инициативы. Уверен, что не только одни «образованцы» трудятся, и пожарники наверняка уже работают над новой инструкцией. Скоро медики -- в основном санэпидемстанция -- подключатся. Сколько же, в самом деле, должно отравиться школьников, чтобы взялись за школьные буфеты и школьное питание? И сколько еще ЧП должно произойти, чтобы понять: вот это все -- школа, больница, жилье, и далее -- улица, фонарь, аптека, и конечно же люди -- и есть национальная безопасность, которую должно защищать государство. И что та же «Безопасная школа», а точнее, безопасность в школе -- это не только починка старой проводки и уроки гражданской обороны, это еще школа достойной оплаты труда учителей, общественного уважения и опять же государственного приоритета.

Тем не менее, чтобы быть правильно понятым, заявляю: я не против инициативы министра. За! Пока там деньги найдут, пока с ментальностью разберутся, людей воспитают, смотришь -- худо-бедно где-нибудь огнетушители заправят, и когда какой-нибудь балбес устроит пожар в кабинете химии, будет хоть чем его потушить.

Анатолий БЕРШТЕЙН