|
|
N°66, 14 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия поторгуется с Ираком
Россия не отказывается от обсуждения проблемы иракских долгов
Предложение, озвученное первым замминистра обороны США Полом Вулфовицем, о том, чтобы Россия, Франция и Германия списали иракские долги, прозвучало в то самое время, когда лидеры этих трех стран обсуждали в Санкт-Петербурге ситуацию в Ираке. Поэтому ответ не заставил себя долго ждать.
В России эта идея восторгов, разумеется, не вызвала. Сам Владимир Путин выразил эти настроения так: «Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен платить за это удовольствие». Однако с ходу отвергать идею не стал и даже сказал, что «в целом предложение понятно и имеет право на существование». Однако он уточнил, что процедура должна проходить в рамках Парижского клуба кредиторов. Кроме того, отметил президент, «Россия не возражает, если этот вопрос будет включен в повестку дня заседания «восьмерки» в Эвиане во Франции в начале июня». Добавив, что лидеры Франции Жак Ширак и Германии Герхард Шредер также не возражают против такой постановки вопроса.
Точные данные по внешним долгам Ирака привести довольно трудно. По мнению некоторых экспертов, больше всего Саддам задолжал Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива -- несколько десятков миллиардов долларов, России и Франции -- якобы по 8 млрд долларов (по другим оценкам, Ирак должен французам не более 2 млрд), Германии и США -- по 4 млрд. Но вне зависимости от цифр г-н Вулфовиц обращается с предложением простить долги только к России, Германии и Франции, как бы исключая других кредиторов. В такой ситуации было бы логичнее, если бы сами США заявили о том, что готовы простить Ираку его долги, и призвали другие страны последовать этому благородному примеру.
Правительственные источники газеты «Время новостей» расценивают заявление г-на Вулфовица как чисто политическое. При этом, по мнению России, у нее есть право настаивать на возврате иракского долга. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, выступая в субботу по телевидению, напомнил, что российское государство само выплачивает долги бывшего СССР. «Независимо от того, какой это был режим, какая это была страна по своим масштабам, России никто долг не простил», -- сказал он. Поэтому, делает вывод вице-премьер, «международное право и наше участие в Парижском клубе кредиторов позволяют нам добиваться (от Ирака. -- Ред.) возвращения кредитов».
С другой стороны, Россию трудно упрекнуть в «кровожадном» отношении к ее должникам. Вступив в 1997 году в Парижский клуб, она обязалась поддерживать его усилия по оказанию помощи тяжело обремененным долгом странам. И в результате за пять лет списала таким государствам столько долгов, что вышла по этому показателю на одно из первых мест в мире. А по отношению списанных долгов этим странам к ВВП она с 2001 года вообще занимает первое место. Другое дело, что до сих пор надежды России вернуть иракские долги -- тем более в условиях международных санкций -- выглядели абсолютно виртуальными. «При Саддаме шансов на то, что Ирак вернет свои долги, не было практически никаких. Теперь, пусть с учетом возможной реструктуризации долга, эти шансы могут появиться», -- заявил газете «Время новостей» высокопоставленный кремлевский чиновник.
Это, разумеется, не значит, что Россия готова требовать возвращения долгов сразу же после того, как будет сформировано новое правительство Ирака. Зато ясно, что впервые появляется основа для какого-либо политического или экономического торга. «Новые иракские власти, вероятно, признают прежние долги, но, естественно, будут стремиться к их максимальной реструктуризации и отсрочке выплат. В этой ситуации мы могли бы пойти навстречу новому иракскому правительству, не забыв одновременно и о собственных интересах, которые не противоречат интересам партнера. Например, Ирак оставляет за Россией право на участие российских компаний в восстановлении страны или реализации нефтяных проектов, а мы пойдем на устраивающую его реструктуризацию долгов», -- заявил газете «Время новостей» правительственный источник.
Михаил ВОРОБЬЕВ