|
|
N°66, 14 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
США и остальной мир: сила престижа или престиж силы?
В начале 60-х годов мне, работавшему у генерала де Голля, удалось внести свой маленький вклад в остановку бесполезной и кровавой алжирской войны. Этот опыт пригодился мне позднее, в 70-х, когда, будучи советником «Рэнд корпорейшн», авторитетной американской организации по стратегическому анализу, я составил справку, где призвал американцев разрешить конфликт во Вьетнаме столь же достойно и конструктивно, как генерал де Голль сумел выйти из алжирского кризиса.
И сейчас мой жизненный опыт заставляет меня обратить внимание американцев на то, что в их же интересах как можно скорее вывести войска из Ирака. Оставляю другим людям, может быть, более компетентным, чем я, прерогативу на моральное осуждение войны. Сам же -- абсолютно отстраненно! -- посмею утверждать, что продолжение насилия в Ираке способно привести мир к кризису, масштабы которого будут сравнимы только с началом второй мировой войны.
От «равновесия страха», свойственного эпохе «холодной войны» и Карибского кризиса, сейчас не осталось и следа. Поэтому когда Франция с ее многочисленным мусульманским населением в духе принципов Французской революции попыталась, может несколько эмоционально и демонстративно, воспрепятствовать триумфу «логики войны», она встретила полное непонимание за океаном. Америка оказалась гораздо в большей степени отмечена болью невероятной трагедии 11 сентября 2001 года, чем предполагали в Европе.
Нельзя не сожалеть и о том, что США не нашли в себе желания продолжить в регионе Востока тот же «демократический крестовый поход», который они вели еще в Европе, восстанавливая ее после разрушений второй мировой войны. Единственной разумной реакцией на крушение нью-йоркских небоскребов со стороны американцев было бы предложить мусульманскому миру новый «план Маршалла» (программа восстановления и развития Европы после второй мировой войны путем предоставления ей экономической помощи со стороны США. -- Ред.). Это позволило бы Востоку вырваться из спирали нищеты и насилия, где выбор для населения ограничен: либо чума коррумпированного тоталитаризма, либо холера мусульманского экстремизма.
«Ястребы» же из Пентагона, вдохновленные неоконсерваторами из окружения Джорджа Буша, сделали ставку на новые технологии, которые предоставляют самой мощной военной державе всех времен возможность убивать с невероятной легкостью.
Похвально стремление Колина Пауэлла построить в Ираке процветающее, свободное и демократическое государство и попытаться создать эффект домино на Ближнем Востоке, где большинство стран пока управляемы авторитарными режимами. Однако всегда ли цель оправдывает средства?
Несмотря на скептическое отношение ко всему французскому, стратеги Пентагона, как мне кажется, следуют принципу Наполеона: «Ввяжемся в бой, а там видно будет!» И то, во что сейчас ввязались англо-американцы, не внушает большого оптимизма. Война, затеянная Вашингтоном как «освободительная», превратилась в опасную кампанию наподобие наполеоновской интервенции в Испанию или «ограниченного контингента советских войск» в Афганистане.
Хуже того! За Ираком стоит весь мусульманский мир, который теперь может воспламениться: Пакистан с его ядерным оружием, Египет с его либеральной интеллигенцией, Индонезия с галактикой террористических группок... Немецкий военный теоретик Клаузевиц не зря называл войну «восхождением к крайностям». С каждым новым терактом все круче станет завинчиваться адская спираль насилия. И что же, Америка теперь будет отвечать военными действиями на каждый новый теракт? Если сейчас же не отказаться от применения вооруженных сил для разрешения политических проблем, человечество забеременеет третьей мировой войной. «История трагична», -- утверждал Гегель. Я не хочу, чтобы мы еще раз убедились в этом.
Увы! Позабыв о «плане Маршалла», Америка, шокированная трагедией 11 сентября, живет иллюзиями своей подавляющей военной мощи. Генерал де Голль давно умер. Несмотря на авторитет своих лидеров -- Ширака, Шредера, да и Блэра, -- Европа оказывается в позиции экономического гиганта, но политического карлика. Китай спокойно подготавливает свое будущее восхождение. Новая Россия с Путиным, мудро отреагировавшим на опасности иракского кризиса, отягощена экономической нищетой и чеченским грузом. Итак, помимо ООН в мире не остается авторитетов. Хочется верить, что дружеские, лишенные эмоций контакты (дипломатов, интеллектуалов, журналистов) все-таки позволят убедить Америку, не теряя ни секунды, пересмотреть свою роль.
В Ираке Соединенные Штаты продемонстрировали силу. Им остается сегодня только одно: укрепить и увеличить свой престиж, приняв решение об окончании использования этой силы.
Константин МЕЛЬНИК, живущий в Париже выходец из семьи русских эмигрантов, в прошлом советник президента Шарля де Голля по безопа