|
|
N°66, 14 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Транспорт -- это не средство извлечения прибыли»
В одном из предыдущих номеров газета «Время новостей» (от 25 марта с.г.) опубликовала подборку дискуссионных материалов, посвященных развитию транспортной системы России. Сегодня свое мнение на эту тему высказывает депутат Госдумы РФ Сергей ГЛАЗЬЕВ.
В последнее время в России произошли серьезные сдвиги в структуре транспортных перевозок. Это касается прежде всего авиации и автомобильного транспорта.
Мы оказались отброшены от магистрального направления авиационных перевозок (этот вид перевозок резко сократился), хотя во всем мире они развиваются опережающими темпами и все большая доля грузов доставляется именно авиацией.
Этот провал в развитии авиационного транспорта таит серьезную угрозу не только экономическому росту, но и поддержанию целостности страны. В общественном сознании людей, живущих в восточных регионах, страна утратила целостность: для многих нереально приехать в Москву с Крайнего Севера или Дальнего Востока. Знаю много примеров, когда люди, приехав поработать в отдаленные регионы на пару лет, вынуждены остаться там навсегда, не имеют возможности приехать даже на время в столицу. Решать эту проблему надо путем модернизации авиационного транспорта, за счет организации лизинга новых самолетов, восстановления субсидий по авиаперевозкам, особенно дальним.
Другая проблема, связанная с изменением предпочтений населения, вызвана автомобилизацией. Во многих городах за последнее десятилетие количество автомобилей увеличилось в два-три раза. Между тем пропускная способность автодорог не соответствует спросу на автоперевозки. Нужны огромные инвестиции на модернизацию основных трасс и транспортных сетей в крупных городах. Это должно стать частью единой широкомасштабной программы реконструкции городов. Однако, к сожалению, об этом даже и не думают.
Из-за специфики географического положения России огромную роль в развитии страны играют особые транспортные системы -- трубопроводный транспорт и Северный морской путь. Но здесь мы снова видим провалы государственной политики. Трубопроводный транспорт, оставаясь под госконтролем юридически, на практике при достаточно высоких тарифах по-прежнему работает на износ. Северный морской путь вообще приходит в упадок. Хотя были неплохие проекты по созданию международного консорциума с российским лидерством по коммерческому использованию Северного морского пути. Думаю, эти планы нужно как можно быстрее реализовать, предусмотреть госгарантии инвесторам -- участникам консорциума по модернизации и эксплуатации Северного морского пути.
В целом же сегодня утрачена единая система управления транспортным комплексом (он сегодня раздроблен, каждый вид транспорта функционирует в автономном режиме). Кроме того, многие виды транспорта стали убыточными в силу хаотического изменения структуры цен и падения потребительского спроса. В очень тяжелом финансовом положении оказались авиационный транспорт (из-за опережающего роста цен на топливо и снижения потребительского спроса) и водный транспорт.
В мировой практике эти проблемы решаются с учетом особенностей функционирования каждой транспортной отрасли. Фактически повсеместно мы видим использование схем дотирования транспортных услуг (в частности, водного транспорта), схемы дотирования авиационных перевозок -- там, где это имеет большую социальную значимость.
Для нашей страны, имеющей самую протяженную территорию, соответствующая политика по управлению единым транспортным комплексом исключительно важна. Но такая политика сегодня утрачена. Зато поддерживается коммерциализация транспорта. Однако непродуманная коммерциализация, например, магистральных видов транспорта чревата очень серьезными потерями. В принципе транспортный комплекс вообще не следует рассматривать как средство извлечения прибыли. Для развития экономики в целом выгодно субсидировать транспорт, чтобы потребители имели возможность получать дешевые транспортные услуги и тем самым наращивать свою конкурентоспособность. Кроме того, экономия на транспортных субсидиях приводит к сужению налогооблагаемой базы.
Что касается налогов в самой транспортной системе, то в нормально функционирующей экономике транспортные услуги целесообразно освободить от налогов. Как минимум нужно избавить налоговую систему от абсурдных норм. Например, автомобильные перевозки иностранными перевозчиками не облагаются налогом, а российскими перевозчиками -- облагаются. Происходит дискриминация отечественных перевозчиков и предоставление льгот иностранцам. Сколько лет мы уже бьемся, чтобы исправить эту абсурдную норму налогового законодательства, но до сих пор это сделать не удается.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы РФ