То, что оптимизация расходов в целом для кабинета министров -- вещь полезная, но по отдельности для ведомств -- почти что вредная, похоже, не сомневался никто. Так что на сегодняшнем заседании правительства вице-премьеру Алексею Кудрину, предложившему план сокращения государственных расходов на 2004 год в размере 28,5 млрд рублей, в общем-то рассчитывать на понимание коллег не приходилось. Понятно, что каждый министр, которого касалась
оптимизация, выступил, по сути, против минфиновских предложений. Наибольшее сопротивление плану сокращения расходов оказали представители села. Вице-премьер Алексей Гордеев назвал труд Минфина «бухгалтерской работой», явно намекнув, что если бы финансисты посмотрели на проблему содержательно, то не стали бы «оптимизировать» селян на 2,7 млрд рублей. А депутат Госдумы, легендарный аграрный лоббист Геннадий Кулик объяснил г-ну Кудрину, что тот, буквально, не понимает политического момента. «У нас на носу выборы, а на селе -- 30 миллионов избирателей, и я не понимаю, что мне делать в этой ситуации», -- заявил г-н Кулик. Премьер Михаил Касьянов несколько приглушил стоны лоббистов от села, сообщив, что на будущий год сохранится практика субсидирования процентных ставок по кредитам для сельского хозяйства. Но г-н Гордеев, судя по всему, неудовлетворенный предложениями Минфина, не смог молчать, сделав г-ну Кудрину едкий комплимент: «Алексей Леонидович, подготовивший нынешние документы, доказал, что любит сельское хозяйство, так как любви за деньги не бывает».
За кудринскую любовь Минфин ругали и представители образования, и культуры, чьи расходные статьи предлагается «оптимизировать». На что вице-премьер Виктор Христенко вдруг разразился довольно натуралистичной метафорой: «Если всех послушать, то получается, что расходы надо только увеличивать. А у нас грыжа нефинансируемых мандатов сегодня ровно такая же, как и здоровое тело, которое финансируется». Эксперты, успевшие в уме подсчитать истинные размеры «грыжи», определили ее размеры все-таки значительно меньшими размерами, но все равно картинка получилась впечатляющей.
Премьер, подводя итоги дискуссии, назвал проделанную Минфином работу «исключительно полезной». И, буквально заступившись за финансистов, дал понять, что, даже если кому-то это и не нравится, важное дело оптимизации будет продолжено. Вице-премьер Кудрин заявил по окончании заседания, что «премьер-министр и правительство в целом поддержали сделанную комиссией работу» и что «большая часть предложений не подверглась сомнениям». Он сообщил, что дано 10 дней на доработку окончательных предложений и увязки их с трехлетним финансовым планом.