|
|
N°65, 11 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Путина - первый «болельщик»
Удачный визит Туркменбаши
Президент Туркмении собирался в Москву не без опаски. Что его могло насторожить - точно не известно. То ли известие, что у стен туркменского посольства готовится очередной митинг протеста против его режима. То ли неуверенность в том, что все подготовленные соглашения в Кремле будут подписаны. Во всяком случае, впервые в кремлевской практике последних лет на встречу президента России с зарубежным лидером не были допущены фотокорреспонденты. Так захотел Туркменбаши. Хорошо, что что он не решился запретить работать телевидению - камеры смогли отснять, как вождь всех туркмен, сильно прихрамывая, бросился обниматься с российским президентом.
Владимир Путин встречал гостя в хмуром настроении - утром случилась трагедия с гибелью детей на пожаре в Махачкале. «Но работа есть работа, - сказал президент, обращаясь к Ниязову, - мы должны пройти все по графику...». Так и случилось. Спустя час Туркменбаши вышел на церемонию подписания итоговых документов широко улыбающимся. Ничего не сорвалось - два газовых соглашения и договор о сотрудничестве в области безопасности между Россией и Туркменией уже лежали на столе. Ниязов никому из своей команды не уступил права их подписывать, даже протокол о купле-продаже газа, который с российской стороны подписывал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Так поступает только истинный хозяин страны.
Соглашение «по безопасности», которое увозит из Москвы туркменский вождь, можно без преувеличения считать его серьезной победой. Вот цитата из статьи 4 этого документа. «Стороны сотрудничают в борьбе с международным терроризмом..., не предоставляют убежища выявленным членам террористических организаций, обмениваются информацией о их планах, сотрудничают в сфере оказания правовой помощи и выдачи лиц, совершивших или подготавливающих террористические действия на территории одной из сторон...». Как известно, Ашхабад до недавнего времени никак не проявлял себя в борьбе с международным терроризмом. Туркменбаши, посылая телеграмму соболезнования президенту США после теракта 11 сентября 2001 года, умудрился даже не назвать так это событие. Эти слова Ниязов научился выговаривать только после так называемого покушения на свою персону 25 ноября прошлого года. «Международными террористами» он стал называть противников своего режима.
Но согласится ли Москва с такой трактовкой этого понятия? Есть надежда, что нет. Во всяком случае, когда вчера распространились слухи, что Ниязов заключает с Путиным соглашения по газу в обмен на выдачу из России двух лидеров оппозиции (экс-главы Центробанка Туркмении Нурмухамеда Ханамова и бывшего туркменского посла в Турции Худайберды Оразова), высокопоставленный представитель кремлевской администрации с возмущением отверг возможность такой сделки. По отношению к г-ну Ханамову это вообще невозможно. Он находится в Швеции, где готовится получить статус политического беженца.
Тем не менее, Туркменбаши достиг в Москве всего, чего хотел. Ему удалось добиться у Путина согласия прекратить действие российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, подписанного в 1993 году в Ашхабаде Ельциным и Ниязовым, который тогда еще не был Туркменбаши. Первая попытка отменить это соглашение была предпринята Отцом всех туркмен в январе этого года. Встретив тогда недоуменную реакцию Москвы, туркменский МИД дезавуировал заявление своего патрона. Вчера же все прошло как по маслу, Владимир Путин сказал, что соглашение сыграло свою роль и «основные массы людей, которые хотели переехать в Россию, в целом эту проблему решили». Он добавил, что в России принят теперь новый закон о гражданстве, который требует стыковки с такого рода соглашениями.
И все же такое решение выглядит для многих печальным. Со вчерашнего дня живущие в «царстве Туркменбаши» обладатели российского паспорта потеряли последнюю гарантию защиты своих прав. А еще они не смогут теперь беспрепятственно навещать своих родственников в России, ездить туда лечиться или учиться.
Под занавес встречи в Кремле, Туркменбаши долго по-восточному рассыпался в благодарностях Путину. Закончил этот процесс он пожеланиями ему «победы» на президентских выборах в будущем году.
Аркадий ДУБНОВ