|
|
N°169, 17 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лестница в небеса
Правые хотят стать сильными и партийными
Фракция СПС уединится сегодня вечером в подмосковных Ватутинках с тем, чтобы в субботу с утра на свежую голову и без посторонних глаз и ушей начать дискуссию о преобразовании в партию. Дискутировать будут в расширенном составе -- кроме депутатов, сотрудников аппарата прибудут и внедумские члены движения. Правда, не все. Анатолий Чубайс, например, должен быть, а вот Сергей Кириенко, отец «Новой силы», возглавлявший предвыборный список СПС, а затем фракцию, не ожидается.
Вопрос о том, а надо ли становиться партией, не стоит. Мало кто сомневается, что к выборам 2003 года комнатные партийки и их случайные сочетания допускаться уже не будут. А потому, какие бы чувства ни испытывали друг к другу оказавшиеся под вывеской СПС люди, выбор у них невелик. Хотя есть варианты.
Самый радикальный -- все девять организаций распускаются, а затем их члены вступают в индивидуальном порядке в новую партию. Эту схему приписывают г-ну Чубайсу. Очевидно, из-за репутации бестрепетного реформатора. Но этот план жесток даже для него -- распускаться придется исключительно родному чубайсову ДВР и «Демроссии», поскольку только они являются партиями со всеми формальными признаками. Остальные структуры могут жить дальше, оставаясь общественными объединениями, движениями и т.п. И член, например, «Новой силы» может быть одновременно членом партии СПС.
Для ДВР куда приятнее был бы иной вариант -- все девять частей СПС становятся полноценными партиями, а потом объединяются в единый предвыборный блок. Это, впрочем, вряд ли понравится прагматикам: набрать 10 тысяч членов для девяти демократических партий и организовать их филиалы в половине регионов -- абсолютная утопия. Есть более щадящий самолюбие старых, настоящих партий вариант: СПС как партия создается с нуля путем личной записи в нее, а входившие в объединение СПС организации просто не перерегистрируются.
Самый спортивный вариант -- каждая структура решает, как ей развиваться дальше и с кем объединяться. То есть выживут те, кто сумеет собрать под свои знамена достаточное количество людей и региональных филиалов. Однако до ситуации полного разброда и шатания -- наверное, вряд ли дойдет.
При всем обилии слившихся в правый союз организаций проблема преобразования СПС в единую партию, с единым уставом, партбилетами и прочей партийной мишурой не кажется столь уж сложной. Во-первых, прежде всего потому, что СПС, строго говоря, прежде всего думская фракция, несмотря на то, что она имеет представительства в большинстве регионов. Кроме того, из девяти представленных в СПС организаций -- большинство либо виртуальны, либо являются скорее профессиональными объединениями. На федеральном уровне «Россия молодая» Бориса Немцова, «Общее дело» Ирины Хакамады, «Новая сила» Сергея Кириенко воспринимаются как некие приложения к их лидерам. При том, что «Демроссия», похоже, обречена на превращение в клуб ветеранов демократического движения, всерьез можно говорить лишь о «Демвыборе». И за год думской работы СПС образовалось довольно четкое разделение фракции на две части: ДВР и все остальные. Поскольку всех остальных численно больше, чем выбороссов, то не исключено, что вопрос о том, как объединяться, может быть решен на худой конец и без учета их мнения.
Представители ДВР, например Виктор Похмелкин, говорят, что главные вопросы для его товарищей -- идеология и лидерство в партии. Если вопросы идеологии могут отдать на откуп выбороссам, то вопросы организационные, возможно, будут решать, не особо прислушиваясь к мнению меньшинства. Представители других структур во фракции смотрят на преобразование СПС в партию как на проблему вполне технократическую . Создание партии требует много денег и оргспособностей. И лидером по факту станет тот, кто сумеет организовать денежные потоки и людские ресурсы. И, вероятно, что выбороссовские гуру -- Чубайс и Гайдар -- прекрасно понимают, что в партстроительстве первична материя, а не дух. Поэтому, как бы кто ни капризничал, процесс преобразования СПС в партию будет запущен. Другой вопрос, сколько бойцов будет потеряно по дороге и заметит ли отряд эти потери.
Светлана ЛОЛАЕВА