|
|
N°65, 11 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы не пугало, чтобы кого-то пугать»
Военно-воздушные силы США в ходе войны в Ираке были основной силой в достижении победы. Безусловно, и наши летчики не могут не извлечь уроки из опыта этой войны. О том, какие есть и какими будут российские ВВС, военному обозревателю газеты «Время новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказал главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир МИХАЙЛОВ.
-- Во время войны в Ираке перед российскими ВВС и ПВО стояли задачи, связанные с этим событием?
-- Ввязываться в эту грязную войну мы не могли и не хотели. В главном штабе ВВС анализировали действия воюющих сторон. Средства ПВО Ирака практически не применялись, разве что зенитки, основное вооружение не было введено в действие. С военно-воздушными силами и того хуже. В действиях американцев нас ничего не удивило, все было очень понятным -- когда нет никакого сопротивления, летать несложно. Думаю, авиации американцами применялось чрезмерно много, обстановка этого не требовала.
-- Американский разведчик U-2S трижды безнаказанно летал вблизи российской границы со стороны Грузии. Могли наши средства ПВО хотя бы припугнуть его?
-- Мы не пугало, чтобы кого-то пугать. Полеты разведчика мы видели, сопровождали его истребителями Су-27 с аэродрома Крымск. Разведчик ходил в 25--30 км от границы, после подъема истребителей удалялся на 50--60 км -- видимо, опасался. Если бы было нарушение госграницы хотя бы на километр, воздушный разведчик США был бы уничтожен.
-- Нагрузка на офицеров, несущих боевое дежурство, сегодня уменьшилась?
-- Нет. Уже в этом году войска ПВО провели (сопровождали) более 40 тыс. воздушных объектов, из них почти 21 тыс. -- иностранные самолеты, в том числе боевые и разведчики. За это время государственную границу России нарушали восемь раз, в основном малоразмерные шары, которые запускались с территории сопредельных государств.
Некоторые авиакомпании грешат недисциплинированностью: вылетают без заявки, не выполняют требования наших служб во время полета. Мы вынуждены приводить в боевую готовность силы и средства, возвращать нарушителей на аэродромы вылета. Все это влечет серьезные материальные затраты. Хулиганы на легкомоторных самолетах летают без связи, не сообщая, куда направляются. Откуда нам известно, что это не террорист?
-- Производители зенитного ракетного комплекса «Триумф» говорят, что он может быть принят на вооружение уже в этом году. Так это?
-- Введение в строй этого комплекса идет с некоторым отставанием от графика, хотя финансирование -- в рамках государственной программы вооружений, в полном объеме. Но мы не можем вкладывать деньги только в этот комплекс, забросив все остальное. В радиотехнических войсках, где процент новой техники не превышает 30--35%, необходим парк новых РЛС. Тем более что есть проблемы с контролем воздушного пространства на северо-востоке России. Думаю, в ближайшие три-четыре года мы объединим локационные средства ВВС и системы управления воздушным движением.
Силы ПВО ВВС, флота и войсковой ПВО выполняют задачи боевого дежурства под единым командованием и управлением. Это аналог будущего построения воздушно-космической обороны. В Минобороны и Генштабе сейчас делаются теоретические и практические наработки в этой очень науко- и финансовоемкой области. В воздушно-космическом пространстве не могут управлять несколько начальников. Дело в том, что боевые действия предполагаются с массированным применением артиллерии и зенитного оружия, вертолетов армейской, самолетов фронтовой и стратегической авиации, стрельбой зенитных ракетных подразделений. Этим процессом должен управлять кто-то один.
Окончание на стр. 5
Окончание. Начало на стр. 1
-- Завершились ли баталии вокруг самолета АН-70? Какая машина будет основным транспортником в ВВС?
-- Создание Ан-70 шло очень коряво, со многими нарушениями, только при испытательных работах было выявлено 382 недостатка, 51 из них «завязано» на безопасность полетов. Украинская сторона подталкивает нас к нарушениям. Бывший главком Анатолий Корнуков в Киеве обвинял меня в том, что я задерживаю испытания. Но есть совместный российско-украинский акт, где записано, что машина не готова. Самолет не летал выше 8 тыс. метров, не летал с грунта и при высоких и низких температурах. Его нельзя ставить в серию.
-- Тогда что будет альтернативой АН-70?
-- Ил-76 МФ сделал около полутора тысяч полетов, имеет только один отказ -- в полете остановился двигатель. Машина впитала в себя все лучшее, она по многим параметрам в 2,5 раза превосходит возможности Ан-70. Ил-76 осталось выполнить шесть испытательных полетов, после чего будем организовывать его производство на Воронежском авиационно-строительном объединении. В среднем классе конкурс выиграл самолет Ил-112В, будем готовить его производство, хотя завод еще не определен. На днях объявляем конкурс на средний транспортный самолет. На состязание выйдут и Ту-330, и Ил-214.
-- Что включала в себя проведенная накануне праздника совместная тренировка объединенной системы ПВО стран СНГ?
-- С разных аэродромов поднимали до 50 целей, которые участвовали в учебном налете, по ним работали истребители-перехватчики. Имитировали потерю летчиком ориентировки, в воздух поднимались так называемые реперы, чтобы привести заблудившегося на аэродром. Российские самолеты садились на аэродромы Белоруссии и наоборот. В воздушном пространстве Казахстана и Белоруссии использовались самолеты радиолокационного дозора и наведения А-50. Применялись помехи. Участники -- восемь стран СНГ -- «воевали» друг против друга.
Наши учения не связаны по времени с событиями в Ираке. Но мы помним, что львиная доля военных задач в Заливе была решена при помощи ударной авиации, поэтому роль средств ПВО в современной войне трудно переоценить. Если бы у Ирака были наши С-300, не было бы такой смелости и показной решимости у американских пилотов.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ