Время новостей
     N°169, 17 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2000
Бумажное достояние
Архивное достояние нашей страны является самым обширным в мире -- около 460 миллионов дел. Как его еще увеличить, второй день обсуждают архивисты на научно-практической конференции, посвященной возвращению российских архивов из-за границы. Речь идет в основном о собраниях, которые оказались за рубежом в результате революции и гражданской войны, -- например, архив генерала Врангеля. Другие фонды были перемещены немцами во время Великой Отечественной. По словам заместителя руководителя Архивной службы РФ Владимира Тарасова, особенно сложно работать с частниками, поскольку, как правило, они владеют своими коллекциями на вполне законных основаниях. В таких случаях необходимые документы выкупаются Россией на аукционах, на что не всегда хватает средств, или обмениваются, если, конечно, владелец не хочет просто сделать подарок. Иногда все эти способы сочетаются: например, архив следователя Соколова, содержащий материалы о гибели царской семьи, был выкуплен князем Лихтенштейнским на одном из аукционов, а потом передан России в обмен на материалы лихтенштейнских архивов, оказавшиеся в России после 1945 года.

Российские архивисты смогли, кажется, убедить весь мир в том, что с возвращением фондов документы не становятся менее доступными для ученых и сохранности их не угрожает плачевное состояние большинства хранилищ. Переговоры с иностранцами все чаще увенчиваются успехом. Не так давно историко-документальному департаменту МИДа удалось на материалы английских ветеранов Второй Мировой выменять у Великобритании старейшую карту Московии и 39 редчайших документов, касающихся судьбы семьи Николая II.

Однако надо отметить, что сама Россия неохотно расстается с перемещенными в ходе Второй Мировой войны архивами других стран. По действующим отечественным законам страны делятся на «заинтересованные» и «неприятельские» -- к последним, естественно, относится Германия, которой, видимо, еще очень долго придется добиваться архивной реституции. Но и с «заинтересованными» у нас тоже немало проблем: во время оккупации Германии стороны должны были возвращать друг другу все спасенные документы, и если союзники это требование в общем аккуратно исполняли, то СССР часть найденных архивов утаил, и до окончательного расчета пока далеко.

Иван СУХОВ