|
|
N°65, 11 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почта пойдет по этапу
Минсвязи готово рассказать, как нужно доставлять письма
Минсвязи планирует в июне представить в правительство проект концепции развития рынка почтовых услуг в России на период до 2010 года. Этот документ подготовлен Минсвязи при участии Минэкономразвития и МАП и вчера был представлен на обсуждение комиссии Совета Федерации по информполитике. Основная задача, которую преследовали разработчики концепции, заключена в обеспечении всех граждан страны универсальными почтовыми услугами высокого качества. То есть -- исключительно услугами по обмену письменной корреспонденцией в пределах территории России и по доступным ценам. Согласно прогнозу, реализация этой концепции позволит увеличить объем рынка услуг почтовой связи в России с ожидаемых в этом году 1,2 млрд до 3 млрд долл. к 2010 году, курьерской и экспресс-почты -- с 180 млн до 405 млн долл.
Проект концепции включает три основных этапа. На первом этапе (2003--2005 годы) Минсвязи планирует подготовить нормативно-правовую базу в области оказания универсальных услуг почтовой связи. Второй этап (2005--2008 годы) предполагает реализацию инвестиционной программы по повышению качества услуг, а также разработку и принятие новой редакции закона «О почтовой связи». На третьем этапе планируется провести акционирование ФГУП «Почта России», на базе которого сейчас создается единый национальный почтовый оператор. Согласно прогнозу развития рынка услуг почтовой связи, реализация концепции позволит повысить объем рынка письменной корреспонденции с ожидаемых в этом году 150 млн до 635 млн долл. к 2010 году.
В мировой практике письменная корреспонденция является фактической монополией государственной почты. По экспертным оценкам, на долю федеральной почты в России, как и в странах Восточной Европы, сейчас приходится 95% этого рынка, в Западной Европе и Северной Америке -- 98%. При этом тарифы на эту услугу в России в несколько раз ниже, чем в ведущих зарубежных странах, отметил первый замминистра по связи и информатизации Александр Киселев. Это ограничивает привлечение инвестиций для развития отрасли, поэтому концепция, естественно, направлена на повышение тарифов до «уровня, покрывающего экономически обоснованные затраты». Решение этой проблемы напрямую связано с «реорганизацией федеральной почты и повышением качества предоставляемых услуг».
Сейчас в России качество услуг по прохождению письменной корреспонденции далеко от мирового уровня, утверждает г-н Киселев. В частности, контрольный срок пересылки письменной корреспонденции в России в разных регионах достигает 20 дней и выполняется лишь на 84%, в то время как в странах Евросоюза письма доставляются уже на следующий день -- и это условие выполняется на 95%. Потенциал развития этого сегмента рынка в России огромен -- по итогам 2001 года на одного россиянина приходилось в среднем восемь писем, в то время как в США -- 700, в Германии -- 252, в Чехии -- 68, в Бразилии -- 26. Ожидается, что реализация концепции позволит к 2010 году сократить нынешние сроки доставки писем в 2--3 раза, приблизив их к мировому уровню.
Для повышения качества услуг по пересылке писем предприятиям федеральной почты необходимо провести комплексную модернизацию своей сети, оптимизируя работу сортировочных центров, почтовых перевозок и маршрутов. По оценке Минсвязи, для этого почте понадобятся инвестиции в объеме 360 млн долл., которые могут быть профинансированы за счет собственных средств почты, банковских кредитов и из госбюджета.
Надежда КОСТЮК