|
|
N°64, 10 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Плющев: Доказать теорему от противного
До чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Финляндии, остается всего пару недель. Каким будет состав российской команды на этом турнире, на какие результаты нацеливаются наши хоккеисты и тренеры? Об этом в интервью газете «Время новостей» рассказал главный наставник сборной России по хоккею Владимир ПЛЮЩЕВ.
-- Владимир Анатольевич, в эти дни российская сборная сыграла несколько товарищеских матчей. Какие коррективы будут внесены в нынешний состав команды?
-- Состав сборной будет изменен процентов на восемьдесят. Прежде всего это вызвано тем, что четыре ведущих клуба были заняты в плей-офф российского чемпионата, там немало кандидатов на основные позиции. Плюс должны подъехать ребята из-за океана.
-- Вы можете назвать фамилии энхаэловцев?
-- Илья Ковальчук, Денис Архипов, Иван Новосельцев, Олег Сапрыкин, Александр Фролов. Мы очень рассчитываем на Андрея Маркова, но он получил травму в последней игре и пока неизвестен окончательный диагноз врачей. Возможно, появится Алексей Яшин.
-- Чем продиктовано ваше решение пригласить в сборную хоккеистов из НХЛ? Во многих интервью вы подчеркивали, что стремитесь делать ставку на наших молодых игроков.
-- А я и делаю ставку на молодых. Я никогда не считал ребят, уехавших играть за океан, изгоями или диссидентами. Они выбрали лигу, которая им по зубам, и достойно представляют наш отечественный хоккей за океаном. Но если у них есть желание побороться на мировом первенстве за честь страны, то почему мы должны лишать их этого права?
-- Очевидно, что костяк нашей сборной составят игроки, обкатанные и обстрелянные во время Евротура. Вы довольны итогами этих игр?
-- Я вполне удовлетворен Евротуром, потому что за Россию играла новая молодая экспериментальная команда. И итоговое второе место, на мой взгляд, достойный результат. Если бы не тот провал в Финляндии, когда нас в первом матче просто прибили и морально задавили, мы бы могли запросто поспорить и за первую строчку. Два турнира в Чехии и Швеции мы выиграли, а подобного сборная России еще никогда не добивалась. Мало того, нам еще ни разу не удавалось обыгрывать всех соперников. Кому-нибудь мы обязательно уступали.
-- Однако создается впечатление, что финны являются камнем преткновения для российской сборной.
-- Никакого «финского синдрома» у нашей сборной нет. На Шведских играх мы выиграли у финнов, да и на Кубке «Балтики» матч был уже не такой, как на «Карьяла Кап». Другой вопрос, что поначалу мы им уступали много, отсюда и создалось впечатление, вроде как наша сборная пасует перед финской, но это не так. Не показателен в этом смысле и недавний результат товарищеского матча с финнами. Просто играла наша новая команда, в которой примерно 16 игроков в первый раз надели майки национальной сборной. Естественно, они где-то растерялись, игра получилась нервной, и ребята не смогли себя как надо реализовать. С другой стороны, это стало для нас хорошей школой. Мы потренировались на достойном сопернике, просмотрели свой ближайший резерв, как он готов, что может. Так что никакой трагедии не вижу. Все покажет и расставит по местам предстоящий мировой чемпионат.
-- На чемпионат мира российская сборная отправляется в ранге серебряных призеров. Это затрудняет или облегчает нам жизнь?
-- Когда мне предложили возглавить сборную, я прекрасно понимал, почему многие отказались это сделать. Потому что считали результат последнего чемпионата мира нелогичным. Но «серебро» есть «серебро», место занято, и от него теперь идет новый отсчет.
-- Почему вы считаете результат чемпионата мира нелогичным для сборной России?
-- Потому что мы победили в трех матчах благодаря овертаймам и буллитам, проиграв практически саму игру. Повезло. И мы все счастливы, что завоеваны серебряные медали. Теперь планка поднята высоко, и понятно, что после «серебра» любой сторонний наблюдатель затребует «золота». Этого поворота событий многие тренеры как раз и испугались. По их мнению, спектр игроков недостаточно широк, выбор не ахти какой, а ответственность большая. Я согласился по одной причине: люблю доказывать теоремы от противного. К тому же достаточно хорошо знал молодых игроков, которых приводил к золотым медалям на юниорском и молодежном чемпионатах мира. Знал возможности ребят и считал, что они смогут показать достойный результат, что они и сделали на Евротуре.
-- Следующий шаг -- «взрослый» чемпионат. Вы волнуетесь?
-- Не волнуются только идиоты. А для меня это первый такой чемпионат. Я, естественно, волнуюсь, но в каком плане -- чтобы все игроки, кого мы хотим видеть в сборной, приехали живые и здоровые. У нас уже есть определенные схемы по составу, и очень неприятно, когда они начинают ломаться порой по глупости или случайности. Вот, например, Андрей Марков -- отличный парень, был рад приглашению в сборную. И вдруг в последней игре рвет боковые связки на колене. Значит, одного классного защитника не будет, у другого возникли проблемы с паспортом... Словом, я успокоюсь, когда соберется вся компания и мы начнем спокойно готовиться к чемпионату. В предстоящем первенстве ничего страшного нет. Как бы черта ни малевали, мы играть в хоккей умеем.
-- По какому принципу вы будете составлять командные звенья?
-- У каждого тренера приблизительно одни и те же принципы формирования команды. Ему нужны игроки яркие и исполнительные. Хорошо, если эти игроки из одного клуба. Но у нас сейчас такой возможности нет, нет связок наподобие Харламов--Петров--Михайлов. Значит, будем брать хоккеистов, проверенных в Евротуре, и составлять звенья, основываясь на собственном тренерском опыте.
-- Вам хватило времени на подготовку сборной? Многие тренеры сборной раньше сетовали, что играть на чемпионате мира приходится практически с листа.
-- Нет ни одного тренера, который бы сказал: «Мне достаточно времени для подготовки». Но я скулить не стану. Ввязался -- значит, тяни лямку. Чего толку сокрушаться о времени. Есть календарь, и ты его прекрасно знал.
-- Кто будет для вас самым неудобным соперником на этом чемпионате?
-- Все соперники будут неудобными. И прежде всего потому, что мы бросили вызов молодостью и наглостью. Когда я повторно просматривал записи «Карьяла Кап», то обратил внимание на иронию в голосе комментатора. Не знаю финского языка, но и без перевода было понятно, о чем говорилось: мол, русские привезли неизвестно кого, каких-то «пацанов». Первый период проходил в этом жанре, но во втором и третьем «пацаны» стали огрызаться. А когда на следующем этапе мы финнов прибили, после чего «сняли холку» еще раз, «пацанов» зауважали. А шведская пресса вообще написала, что восхищается командой из России, и какое бы место эта команда на чемпионате мира ни заняла, у нее есть резервы, которые тренер умело использует. К сожалению, сокрушались шведские журналисты о себе, мы этим похвастаться не можем.
-- То есть впервые в жизни у нашей сборной по хоккею появилась длинная скамейка?
-- Да она была всегда. Просто многие тренеры как рассуждают: «Дайте мне классных игроков, и я вам выиграю чемпионат мира». Но ты сам, как тренер, тогда зачем нужен? Поставьте тетю Дусю, дайте ей хороших игроков, она и будет лавочку открывать, чтобы они выходили на лед и играли. Поэтому когда я стал тренером сборной, то постарался доказать, что у нас есть игроки, с которыми можно решать большие задачи. Просто их не видели или не хотели видеть. Использовали одну и ту же обойму и нагнетали шумиху в прессе, что мы опять не попали в призеры, потому что все лучшие игроки за океаном. Затем собрали лучших в Питере и стали одиннадцатыми на чемпионате мира. А ведь там было просто созвездие. Один игрок, к примеру, стоил нескольких команд. Например, Павел Буре. Но результат плачевный. Я, как тренер, решил пойти по иному пути, за что в мой адрес было пущено довольно много стрел. Я не боялся брать на турнир одиозный состав, и все кричали: «Елки-палки, да он с ними ни у кого не выиграет». А мы обыгрывали, как это было на Шведских играх.
-- Нет пророка в своем Отечестве...
-- Я говорю иначе: у нас никогда не голосуют «за», у нас всегда голосуют «против». Точно так же было и со мной. Назначили нового тренера, его бы морально поддержать, но нет, стали пики бросать. Да ладно бы только в меня. Я гораздо болезненнее отношусь и переживаю, когда ребят не за что обижают. Кричали: кто такой Григоренко? А сейчас этого игрока готов взять любой клуб НХЛ. Или что это за хоккеисты -- Гребешков, Тютин, Пережогин...
-- Но эти фамилии были давно у скаутов на устах.
-- Правильно, у них давно, потому что скауты следят и знают, что эти вчерашние мальчики выиграли золотые медали на первенстве мира. Но в клубе рассуждали иначе: этим игрокам пока рано занимать место в основном составе. Тот же Иван Глинка Сашу Пережогина ставил в четвертый, пятый состав. Когда игрока пригласили в сборную, все откровенно надсмехались. А что теперь? А теперь Саша играет во втором звене своей команды.
-- Молодость -- слабое или сильное качество нашей сборной?
-- И слабое и сильное одновременно. Слабое, потому что ребятам не хватает жизненного опыта, а он необходим при решении конкретных задач на льду. Но в то же время это и сильная сторона, потому что молодые игроки не жалеют себя. Бьются за идею, за флаг страны с горящими глазами. Их не надо уговаривать играть в хоккей. Наоборот, надо сдерживать и подправлять. На мой взгляд, самая страшная беда, когда начинаешь уговаривать играть в хоккей опытных профи, и они делают одолжение. Правда, оговариваются, что сейчас на Гавайях в разгаре курортный сезон, а им надо в мае месяце под шайбу ложиться. Подобного подхода я терпеть не могу, потому, как тренер, и беру тех, кто будет под шайбу ложиться.
-- Созданная вами сборная -- команда на перспективу или она способна уже сегодня показать результат?
-- Я сейчас нахожусь в таком положении, что вынужден работать только на результат. Работать на перспективу мне не дают. У нас ведь как: сейчас и сразу много. Мы не можем вкладывать по копеечке, чтобы потом получить рубль. Нам надо хапнуть миллион сейчас -- и отойти в сторону. Видимо, менталитет такой. На каждом турнире мы просматривали новые кандидатуры и ставили перед хоккеистами задачу побеждать. Обкатали ребят на уровне сборной, и это бросается в глаза. Если первый раз в Чехии они выходили на лед с трясущимися руками, то в Швеции они уже с уважением относились к себе, потому что завоевали авторитет игрой и заставили себя уважать.
А что будет на следующий год после чемпионата? У меня договор до 31 мая 2003 года. Как только турнир закончится, я стану свободным агентом. Если мне федерация ничего не предложит, спокойно займусь клубными делами.
-- Год в роли главного тренера, не маловато ли времени для раскрутки?
-- Когда я принял сборную, то почувствовал скептическое отношение к себе и сам предложил схему год плюс год. Вроде бы все согласились. Но когда контракт представили мне на подпись, то эта формулировка была изменена, а я не стал ничего уточнять. Не люблю ни у кого ничего просить. Да потом это нормальное явление, мавр сделал дело, он может уйти.
-- Вам не кажется странным, что тренеры, чьи сборные проигрывают чемпионаты, могут оставаться у руля по девять лет, а другим отводят год?
-- Сейчас все ждут, что будет. Выиграем чемпионат, все со мной. Проигрываем -- против. Очень удобно. Бросили в воду и смотрят. Вот я и плыву. Особенно не мешают, и слава Богу. Ждут окончания чемпионата мира. Я тоже.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА