|
|
N°64, 10 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гибкий подход
Европу по-прежнему беспокоит Чечня
Евросоюз представил вчера в Комиссию ООН по правам человека проект резолюции «в связи с сообщениями о продолжающихся нарушениях международного законодательства по правам человека в Чечне». В ответ помощник президента России Сергей Ястржембский и глава Чечни Ахмад Кадыров предложили европейцам сначала позаботиться об Ираке, а потом критиковать положение в Чечне. Г-н Ястржембский вообще назвал резолюцию «запоздалой истерической реакцией». Он считает, что многие европейские политики всерьез рассчитывали заставить Россию сесть за стол переговоров с Масхадовым. А прошедший в республике референдум «вызвал истерику у тех, кто рассчитывал на совершенно иные способы участия в российских делах, чтобы постоянно держать Россию на крючке».
Европа действительно довольно резко критикует в последние дни российскую политику в Чечне. Всего несколько дней назад весенняя сессия ПАСЕ заговорила о возможности создания международного трибунала по военным преступлениям в Чечне -- если эти преступления не смогут расследовать и наказать национальные компетентные органы. Теперь Евросоюз рекомендует ООН разобраться в неблагополучных сигналах, поступающих с Северного Кавказа. Характерно, что вчера и позавчера делегация ЕС как раз находилась в Чечне. Посол Греции в РФ Димитриос Параскевопулос вместе со своим итальянским коллегой Джанкарло Фако Бонетти и главой представительства Еврокомиссии в Москве Ричардом Райтом вполне миролюбиво встречались с главой администрации, с премьер-министром Анатолием Поповым и представителями командования. «В Чечне нет никаких секретов от ЕС», -- сказал после встречи с европейцами г-н Попов. А Ахмад Кадыров предложил делегации пожить в Чечне месяц -- сделать вывод о ситуации в регионе, приехав туда на один день, практически невозможно. Буквально в ответ ЕС передал свою резолюцию в Комиссию ООН.
Правда, по сути точка зрения международных наблюдателей на Чечню не изменилась. Иностранцы и раньше постоянно ставили России на вид и большое количество правонарушений, допущенных в связи с контртеррористическими мероприятиями, и недостаточно эффективное их расследование. Сейчас наблюдатели не склонны переоценивать значение прошедшего референдума. С точки зрения представителей ЕС, например, это шаг хоть и позитивный, но только первый на длинной дороге к урегулированию кризиса. Российские же чиновники воспринимают референдум как свое «мирное» достижение и считают, что на нынешнем иракском фоне относительно умиротворенная Чечня не заслуживает больше пристального международного внимания. Но европейцы пока с ними не согласны.
Иван СУХОВ