Время новостей
     N°64, 10 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2003
«Мы против культа смерти»
Вчера закончился официальный визит в Москву премьер-министра Словакии Микулаша ДЗУРИНДЫ. Накануне отъезда он дал интервью спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ. Учитывая, что визит проходил на фоне серьезных разногласий в мире из-за войны в Ираке, беседа началась с темы участия Словакии в антииракской коалиции.

-- Словакия является не столько членом антииракской коалиции, сколько членом всеобщей антитеррористической коалиции. События в США 11 сентября 2001 года, как и события в прошлом году на Дубровке в Москве, на острове Бали или убийство в Белграде премьера Джинджича, -- все это терроризм, который продолжает расширяться и которому необходимо поставить преграду. В каждом регионе он имеет свои политические корни. В Белграде это был режим Милошевича. А на Ближнем Востоке это режим Саддама Хусейна. Сегодня, без сомнения, можно сказать, что Балканы без Милошевича стали свободнее и демократичнее. Я уверен, и Ближний Восток без Хусейна будет лучше, безопаснее, более перспективным и демократичным.

-- Считаете ли вы военные акции в обход Совбеза ООН легитимными? Так было в Косово, так произошло и с Ираком.

-- Этот вопрос надо адресовать США и Великобритании. Мы просто отреагировали на просьбу нашего союзника, США. К тому же среди юристов имеются разные толкования наличия или отсутствия мандата СБ ООН на военные акции в Ираке. Я не юрист, но мне кажется, что предыдущие резолюции ООН по Ираку (резолюции 660, 678, 767) давали право на начало военных действий без новой резолюции: результатом всех этих резолюций являлось определенное перемирие, условия которого нарушены Саддамом Хусейном. Так что можно считать, что действия США и Великобритании соответствуют резолюциям СБ ООН. К тому же я не уверен, что в случае с Ираком у мирового сообщества была возможность еще чего-то ждать. Точно так, как нельзя было ждать на Балканах. Могу представить, насколько красным стал бы Дунай к сегодняшнему дню, если бы мы ждали, пока все государства мира дадут добро на операцию в Косово.

-- В какой форме участвует Словакия в антииракской коалиции?

-- Словакия направила в Кувейт 75 военнослужащих, специалистов по химическому оружию. Их миссия сугубо гуманитарная: оказание помощи в случае применения химического оружия. Словакия открыла воздушное пространство и предоставила наземную инфраструктуру для военных подразделений, действующих в Ираке.

-- США обещали странам, поддержавшим антииракскую коалицию, экономическую помощь. На что рассчитывает Словакия?

-- Мы стали союзниками США не из корыстных целей. Мы собираемся вступить в НАТО, так как считаем, что эта организация способна защищать наши цивилизационные ценности, в первую очередь право на жизнь, на свободу каждой личности, будь то словак, русский или кто-то иной. Независимо от вероисповедания и цвета кожи. Каждый имеет право на жизнь! Не на смерть! А то в начале XXI века зарождается культ смерти.

-- Что вы имеете в виду?

-- Садятся в самолет и намеренно врезаются в здания, опоясываются взрывчаткой и вторгаются в московский театр. Против этого нужно подняться. Поэтому мы и стали союзниками США, а не из желания получить что-то от них.

-- То есть вы поддерживаете идею превентивного удара?

-- Я не говорил о превентивном ударе. Я говорил о необходимости противостояния новым угрозам, новому культу смерти. Саддам Хусейн убил множество людей.

-- Словакия вступает в НАТО и Евросоюз в период обострения отношений между членами этих организаций. Как вы прокомментируете эти разногласия в контексте иракского кризиса?

-- В любой семье временами бывает разлад. По крайней мере в моей это так. Не стоит удивляться, если в такой серьезный момент все эти 19 стран не пришли к единому мнению. Но это кризис, который не согнет, а укрепит. Он привел к пониманию необходимости выработки единой политики. До сих пор Евросоюз договаривался о стандартах, нормативах, деньгах и т.д., а тут идет ускорение дискуссии о выработке единой внешней политики, политики обороны. Это хорошо! Я убежден, что как Евросоюз, так и Трансатлантический союз перспективен. Но я уверен и в том, что важную роль играет ООН. Ей нет альтернативы. Но она нуждается в реформе. Я искренне желаю, чтобы сотрудничество развивалось не только в рамках ЕС, НАТО, но чтобы одновременно развивался диалог между этими структурами и Россией. Вчера в беседе с президентом Путиным я сказал, что хотя наши взгляды по ряду вопросов могут и не совпадать полностью, но всякий раз, когда я вижу рядом президентов США и России, я немедленно прихожу в доброе расположение духа.

-- Как вы оцениваете итоги своего визита в Москву?

-- Предыдущий раз я был в Москве 25 лет назад. У нашего института были дружеские связи с Московским институтом инженеров транспорта. Тогда я провел здесь две недели. Но сегодня не узнал вашу столицу. Россия шагнула далеко вперед. В этом убеждают и экономические показатели. Недаром Евросоюз признал Россию страной с рыночной экономикой. Это меня радует. Меня также радует интенсивный политический диалог между Россией и Словакией. За последние годы мы достигли многого. Наши страны являются надежными партнерами. Российский капитал нашел путь в Словакию, и в России растет число наших совместных предприятий.

На наших горных курортах все чаше слышна русская речь. В этом году мы провели в Москве Дни словацкой культуры, в следующем году в Словакии пройдут Дни российской культуры. Это позитивное развитие нужно продолжить.

-- А проблемы?

-- Они всегда были и будут. Но серьезных проблем между нами нет. Россия имела задолженность перед Словакией, но в течение трех-четырех лет эта проблема была решена к обоюдному, моему и моего коллеги Касьянова, удовольствию. Есть проблемы и наших совместных предприятий. Утром они мне жаловались на работу таможни. Проблемы с таможней есть и в Словакии. Будем решать их в нашей совместной межправительственной комиссии. Но самое важное -- это тенденции. А они положительны и в России, и в Словакии, и в наших взаимных связях. Об этом я сказал вашему президенту и премьеру. Мы русских, зная ваш язык, культуру, менталитет, хорошо понимаем, но использовать это наше преимущество будем в общих интересах.

Словакия, вступающая в будущем году в НАТО, сочла целесообразным сохранить в своих ВВС 18 российских истребителей МиГ-29. Словацкий премьер Микулаш Дзуринда на переговорах в Москве с председателем российского правительства Михаилом Касьяновым особо подчеркнул «заинтересованность» Словакии «в совместной работе по модернизации истребителей МиГ-29». Речь идет о переводе эксплуатации МиГ-29 на новую экономичную систему. Обсуждается поэтапная модернизации МиГ-29 в целях адаптации парка военной авиации к требованиям НАТО и ИКАО. Данное решение Словакии соответствует общей тенденции стран Центральной и Восточной Европы, бывших членов Организации Варшавского договора, продлить ресурс и модернизировать оставшиеся у них с тех пор МиГи. Ставку на оптимизацию расходов на повышение боевого потенциала и эффективное решение проблем своих ВВС за счет модернизации МиГ-29 делают также Болгария, Венгрия и Польша.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ