|
|
N°64, 10 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирак будет жить по сценарию генерала Макартура
Военное поражение армии Ирака с намного превосходящими силами США и Великобритании считалось неизбежным, специалисты спорили лишь о сроках победы. Но по Багдаду уже ездят американские танки. С просьбой рассказать о том, как будут развиваться события дальше, военный обозреватель газеты «Время новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к военным экспертам.
Владимир ДВОРКИН, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор:
Можно ожидать очагового сопротивления фанатиков и автономных неуправляемых групп, возможно, шахидов. США и антииракская коалиция стремились как можно быстрее взять Багдад и обеспечить контроль над всей территорией, чтобы препятствовать развитию партизанских и террористических действий. Длительная партизанская война вряд ли возможна. В Ираке нет достаточного количества фанатиков, как у талибов в Афганистане.
Несколько месяцев власть будет оккупационная -- с плавным переходом к управлению теми людьми, которые представляли влиятельную оппозицию Хусейну. Она может консолидировать иракское общество.
Антииракская коалиция рассчитывала, что огромная армия и гвардия Саддама могут поддержать свержение существующего режима. Поэтому американцы не стремились поражать вооруженные силы Ирака так, как это они делали во время операции «Буря в пустыне». Тогда за четыре дня наземной операции были убиты от 900 тысяч до миллиона человек.
Виталий ШЛЫКОВ, член Совета по внешней и оборонной политике, бывший аналитик ГРУ ГШ, полковник:
После падения Багдада пойдет стадия занятия других городов, капитуляция основных частей армии. И гораздо более трудная задача создания англо-американской военной администрации для управления огромной, 27-миллионной страной. Думаю, они справятся: американские военные высокого ранга -- разносторонне подготовленные специалисты. Главное для военной администрации -- не допустить гуманитарной катастрофы, решить проблемы воды, продовольствия, возможных болезней и эпидемий. ООН, в силу известных политических разногласий, какое-то время будет в стороне. Это усложняет задачу.
Борьба с очагами сопротивления и шахидами неизбежна. Этим, вероятно, займется 4-я дивизия. Одна из задач военных -- не дать Ираку превратиться в новую Палестину. Без этого трудно понять весь характер операции: почему коалиция растянула ее, сразу вступила в наземную фазу. И почему потом войска остановились и долго не брали города. Дело в том, что сохранение на какое-то время саддамовского режима было меньшим злом, нежели бремя обеспечения населения всем необходимым. Если бы начался мор, а за ним беспорядки, тогда началась бы новая Палестина.
Военная администрация будет действовать минимум шесть месяцев, пока не будут подготовлены национальные кадры. США завозят в регион несколько тысяч эмигрантов. После Второй мировой войны в Японии генерал Макартур дважды распускал местную военную полицию, набирая совершенно других людей. На третий раз получилось. И в Ираке пройдет период проб и ошибок. Армия и гвардия Хусейна рассеются, часть станет люмпенами, часть уйдет в группы сопротивления. Чтобы этого не случилось, надо запустить экономику, создать рабочие места.
Александр ВЛАДИМИРОВ, вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор:
Я не верю, что Багдад пал. С военной точки зрения было бы логичным «зачистить» левый берег реки, где находятся основные силы американцев. 4-я дивизия США должна была прижать иракскую армию к реке, а по невзорванным мостам шли бы пленные и население. Но этого нет. Значит, началась следующая фаза -- переход иракцев к мятежу-войне. Это для американцев самое страшное.
Но я не исключаю, что коалиция проплатила необходимые суммы тем из иракцев, от кого зависит изменение ситуации. Тогда все пойдет по накатанной -- военная администрация, марионеточный режим, которому народ будет мстить, как Джинджичу в Югославии. Война пойдет на спад, но еще долго не прекратится. У оккупантов уже начались разногласия по поводу послевоенного устройства Ирака. Россия не должна в этом участвовать как коллаборационист. Хотя бы потому, что наши интересы в Ираке незначительны.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ