Время новостей
     N°64, 10 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2003
Забег в страну Макдоналдса
В бутике James демонстрируются снимки Дэвида Лашапеля
Выставка Дэвида Лашапеля -- самое яркое событие фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Мало того что его работы мягко называют провокационными, а грубо -- хулиганскими, так еще и привез маэстро в Москву журнал Playboy. На съемки, соответствующие нестрогому формату журнала, -- выставка в James к этим съемкам отношения не имеет. Она вполне публична, прилична и открыта для всех желающих. Жаль только -- мала и многих шедевров там нет. Зато прилагаются книги Лашапеля и удобные диванчики James, так что желающие могут полно ознакомиться с творчеством мастера.

О моде в связи с Лашапелем говорить сложно. Как и Хельмут Ньютон, предпочитает Лашапель фигуры обнажать, а не одевать, стандартами же, в том числе модными, не увлекается. Зато искренне любит все яркое и глянцевое. Стиль Лашапеля одни называют сюрреалистическим, другие -- пошлым. Нагромождение абсурда, кича и бреда дает занятный результат -- диковатый, но симпатичный. Фотограф веселится сам, заводит моделей и пытается сделать окружающую действительность яркой, красивой, блестящей. Без иронии и критики, которых, по его мнению, в мире и так слишком много.

Лашапель успешно работает для самых разных журналов -- Vogue, Rolling Stone, Vanity Fair, делает клипы для MTV. Снимает он главным образом знаменитостей -- Мадонну, Наоми Кэмпбелл, Бритни Спирс, Элтона Джона и, кажется, никого не принимает всерьез. В его новеньком искусственном мире нет места традициям, принципам и прочей современной политкорректной ерунде. Наглые и циничные фотографии, тщательно обработанные на компьютере до состояния полного разрыва с реальностью, воплощают миф о рае общества потребления. Яркие, раскрашенные (как Энди Уорхол велел) знаменитости, надувные биг-маки и огромные банки колы -- забавный антураж провокационных съемок. Лашапель признается, что полюбил все эти замечательные продукты цивилизации не от хорошей жизни. Просто понял однажды -- избавиться от них невозможно. Положительная программа фотографа проста: лучше любить вещи, чем напрягаться, чтобы ненавидеть их. Потому веселенькие помойки и раскрашенные знаменитости Лашапелю скорее нравятся, чем наоборот. Если для городского жителя нет ничего натуральнее всей этой дряни, то не следует искать густые леса и чистые озера. Надо наслаждать тем, что есть.

Между жизнью и искусством Лашапель разницы не видит. Абсурд давно стал для него нормой. Стремление быть оригинальным -- натурой. Лашапель -- продукт семидесятых, времени яркого, немного циничного и веселого. Его крестным отцом в искусстве стал гуру современного искусства Энди Уорхол, а школой -- культовый журнал Interview (первое место работы), где все должны были быть красивы. С тех пор Лашапеля интересуют не таинственные души и прекрасные глаза моделей, а только их внешность, прически, манера одеваться. Поверхностность -- кредо и способ жизни для человека, не желающего заглядывать слишком глубоко, чтобы не расстраиваться. Вслед за Лашапелем, задрав штаны, радостно бежит в этот радостный и прекрасный мир значительная часть человечества.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ