|
|
N°64, 10 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна «футбольного» убийства
Убийц гендиректора «Спартака» похоронили в Гудермесе
В расследовании одного из самых громких и загадочных «спортивных» убийств -- расстрела летом 1997 года гендиректора футбольного клуба «Спартак» Ларисы Нечаевой -- в ближайшее время могут произойти новые сдвиги. Как стало известно газете «Время новостей», на днях Генпрокуратура затребовала от прокуратуры Владимирской области, которая ведет это дело, окончательный отчет о том, как же все-таки следует расценивать гибель г-жи Нечаевой. Следователи уверены, что убийство совершили наркоманы-грабители, скрывшиеся в Чечне. По последним же данным МВД, убийцы Нечаевой позже были расстреляны в Гудермесе боевиками. То есть дело можно закрывать в связи со смертью обвиняемых. Однако сыщики, которые непосредственно искали преступников, прямо говорят, что убийство гендиректора «Спартака» было заказным, связано с топливным бизнесом, а погибшие в Чечне люди были лишь рядовыми исполнителями.
Убийство Ларисы Нечаевой в июне 1997 года вызвало огромный резонанс. Она была гендиректором одной из самых почитаемых футбольных команд, к тому же незадолго до этого был расстрелян президент Федерации хоккея РФ Валентин Сыч. Сразу пошли разговоры о новом переделе спортивного рынка России. Масла в огонь добавили и сами спецслужбы, которые засекретили «дело Нечаевой».
Как нам рассказали в прокуратуре Владимирской области, после шести лет расследования они выяснили все детали гибели Ларисы Нечаевой и у них не осталось сомнений, что это был банальный грабеж. По словам представителя следственной группы, еще в начале 90-х годов в подмосковном Лыткарино познакомились два молодых человека -- Алексей Здор и Владимир Тенашвили. Объединила их страсть к героину -- оба были законченными наркоманами. Здор, несмотря на молодой возраст, был уже неоднократно судим и имел связи в криминальном мире, а у Тенашвили папа в свое время работал в ОВД «Лыткарино» и не раз выручал сына. Как считают в прокуратуре, приятели стали заниматься грабежами, получая «наводки» на богатых владельцев коттеджей через криминальные связи Здора. На «дело» молодые люди всегда ходили по одной схеме: Здор облачался в очень дорогие костюм-тройку и очки, а Тенашвили одевал парик. По данным сыщиков, жертвам бандиты говорили, что они -- киллеры, нанятые конкурентами или мафией, но готовы отказаться от заказа за умеренную плату. Обычно трюк срабатывал, и пострадавшие в милицию не обращались. Именно так, по мнению владимирских следователей, через наводчиков Здор и Тенашвили выбрали в очередные жертвы бизнес-вумен, которая бывает на базе «Спартака» в Тарасовке. Наркоманы проследили за женщиной и выяснили, что ее коттедж расположен в поселке Таратино Владимирской области.
По данным следствия, 14 июня 1997 года по окончании очередного матча «Спартака» Лариса Нечаева, ее ближайшая подруга и компаньон Зоя Рудзате, брат Нечаевой --- Георгий Сорокин и хороший знакомый, генерал ГТК (фамилия и должность в интересах следствия не называется) сели в джип и отправились в Таратино. Закончилась вечеринка тем, что таможенный чин остался ночевать в бане. Утром Сорокин пошел на задний двор готовить курицу-гриль, а Нечаева и Рудзате на машине поехали в магазин за пивом. Как считают в прокуратуре, в этот момент в Таратино на зеленом «ВАЗ-2104» приехали Здор и Тенашвили. Они уже были настроены «потрясти» жертву, но не знали, где находится ее дом. Наркоманы остановились и у одного из прохожих прямо спросили, где живет богатая «спартаковка». А тот, как установили следователи, ответил: «Да вот ее джип мимо вас только что проехал». Здор и Тенашвили бросились вслед за машиной Нечаевой. Что произошло дальше, точно не знает уже никто.
По версии следствия, наркоманы ворвались вслед за джипом на территорию коттеджа и заставили Нечаеву и Рудзате пройти на террасу особняка. Там они принялись угрожать женщинам пистолетами и требовать деньги. Разговор перешел на повышенные тона, и Сорокин, как позже рассказал следователям, услышал обрывки фраз: «С тебя 15 тысяч долларов», на что Нечаева явно испугано ответила: «У меня с собой нет таких денег, приезжайте завтра в офис, и я все выплачу». Сорокин, заподозрив неладное, ворвался на террасу с криком: «Я не понял, что тут происходит?» Как считают в прокуратуре, именно это и сыграло роковую роль. Нападавшие были уверены, что в доме находятся только две женщины, появление же здорового мужчины спутало им все карты. В результате один из наркоманов сорвался (как позже было установлено -- Тенашвили) и крикнул: «Стреляй!»
Рудзате была убита выстрелом в голову, Нечаевой вначале прострелили живот, а потом добили в затылок, Сорокину прострелили горло. Несмотря на это, мужчина смог доползти 40 метров до бани и разбудить таможенного генерала. Тот бросился на террасу коттеджа, а потом в панике побежал на соседнюю дачу, где жил администратор «Спартака» Александр Хаджи. Он и вызвал «скорую» и милицию. Причем все обстоятельства ЧП сразу решили засекретить -- как теперь выяснилось, из-за участия в истории генерала ГТК.
По словам следователей, вычислили убийц всего за пять дней. Номер зеленой «четверки» с подозрительными визитерами запомнили многие жители Таратино, а когда его «пробили» по милицейским базам, выяснилось, что машина в угоне. Но сыщикам сразу же удалось ее разыскать. Оказалось, что в день убийства два молодых человека пригнали «Жигули» своему знакомому-наркоману в Лыткарино и получили за машину всего 100 долларов. Этими молодыми людьми и оказались Алексей Здор и Владимир Тенашвили, причем последний сразу после убийства лег в больницу. Следователи посчитали, что все улики налицо (Здора и Тенашвили по фотографиям опознал и Сорокин), и решили задержать приятелей. Вот как о той операции рассказал один из участников: «Мы прекрасно знали, где в Лыткарино находятся Здор и Тенашвили, но опасались утечки информации, поскольку папа последнего работал в милиции. Еще во Владимирской области мы повесили на свои машины московские номера, чтобы никто не заподозрил, кто приехал в город. У прокуратуры нет своих групп захвата, и в Лыткарино мы пошли в местной отдел милиции. Там нам с радостью согласились помочь, мы поехали в места, где скрывались подозреваемые, но никого не застали. Позже выяснилось, что, как только мы приехали в милицию Лыткарино, Тенашвили кто-то позвонил и предупредил о прибытии следователей из Владимира. А тот взял свою девушку, Здора и вылетел на самолете в Адлер. И хотя выяснилось все это быстро, время уже было потеряно, самолет приземлился в Адлере».
В Адлер тут же вылетела оперативная группа, но Тенашвили и Здор покинули город. На их поиски сотрудники прокуратуры и ГУУР МВД потратили много времени и выяснили: преступники скрылись в Чечне, где начали работать на одного из бригадных генералов, контролировавших часть Гудермеса.
По словам оперативников, они два раза пытались «вытащить» из тогда еще «дикой» Чечни подозреваемых. Сначала через посредников им удалось договориться с замом бригадного генерала, что тот выдаст Здора и Тенашвили за 2 млн рублей. На свой страх и риск с деньгами (происхождение которых, кстати, милиционеры категорически отказались раскрывать) сыщики тайком пробрались в Гудермес, но в день обмена у представителя чеченской стороны умер отец. Оставаться же дольше под боком у бандитов сыщики не решились. Позже они нашли другого посредника, пообещавшего помочь в аресте убийц Нечаевой. Сыщики снова отправились в Чечню, но посредник на переговоры пришел явно под действием наркотиков -- посреди разговора он с улыбкой неожиданно достал гранату, сорвал чеку и бросил на пол. Один из оперативников успел выбросить гранату в окно, и все уцелели, но продолжать беседу гости не решились.
Уже недавно, когда Чечня была взята под контроль, сыщики опять отправились в Гудермес. Но самих Здора и Тенашвили уже не нашли, а вместо этого получили показания свидетелей о том, что те погибли. По официальной версии, как выяснили сыщики, полевой командир расстрелял их за невыполнение двух приказов -- убить конкурента из другого отряда и взорвать машину федералов. Но местные жители рассказали следователям, что на самом деле главарю банды просто понравилась девушка Тенашвили.
На днях Генпрокуратура потребовала от владимирской прокуратуры отчет по «делу Нечаевой». Комментируя эту новость, следователи нам заявили, что у них нет никаких сомнений, что это была всего лишь попытка разбоя наркоманов-отморозков. «Мы допросили всех, кого только можно было, включая бывших и нынешних руководителей «Спартака». Мы изучили всю коммерческую деятельность «Спартака» в тот период, -- сказали следователи, -- никаких проблемных контрактов или проектов у Нечаевой не было, конфликтов с другими структурами она тоже не затевала».
Однако в МВД с этим категорически не согласны. «Конечно, прокуратуре Владимирской области проще выдать это убийство за разбой, чем пытаться расследовать заказное убийство, -- заявил один из милицейских чинов, -- однако мы имеем сведения, что убийство связано с побочной деятельностью Нечаевой, и у нас даже есть конкретные подозреваемые». По словам нашего собеседника, работая в «Спартаке», г-жа Нечаева готовила проект строительства сети автозаправок в Московском регионе. А тогда за АЗС, как известно, шла настоящая война, в которой погибли несколько крупных коммерсантов. К тому же, по словам оперативников, г-жа Нечаева присматривалась и к рынку строительства элитных домов.
Александр ШВАРЕВ