|
|
N°64, 10 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парадокс банковской рентабельности
Банк России опубликовал данные по совокупному финансовому результату (доналоговой прибыли) банковского сектора и рентабельности бизнеса банков в 2002 году. И размер прибыли, и общая доходность банковских активов значительно выросли. Банкиры, однако, говорят, что прогресс достигнут за счет эффекта масштаба и, как всегда, указывают на «крайне низкую рентабельность» их деятельности. Между тем, по мнению аналитиков, 2002 год был лучшим годом для банковской системы и в ближайшее время такого прироста совокупного финансового результата не предвидится.
По данным Центробанка, в 2002 году доналоговая прибыль банковского сектора составила 93 млрд рублей. Таким образом, за год банки заработали на 25,4 млрд руб. больше, чем в 2001-м и на 75,8 млрд больше, чем в 2000-м. ЦБ констатировал также рост рентабельности активов банковского сектора -- в 2002 году она составила 2,6% (в 2001-м и 2000-м -- 2,4 и 0,9% соответственно) и капитала банковского сектора -- 16,0% по методике Госкомстата (при 14,9% в 2001-м и 6% в 2000-м).
Однако, как отмечают банкиры и аналитики, рост совокупных показателей прибыли в минувшем году сопровождался дальнейшим падением рентабельности банковских операций. «По нашим данным, рентабельность активов находится на уровне 2%, по данным ЦБ -- около 3%, -- сказал газете «Время новостей» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, -- но этот рост получился за счет «эффекта масштаба» (то есть роста бизнеса банков), а в целом наш сектор экономики остался самым зарегулированным и малоприбыльным».
Действительно, по данным рейтингового агентства «Интерфакс», среднегодовые активы банковской системы в 2002 году на 31,2% превысили уровень 2001 года. Г-н Тосунян считает, что рост оборотов банков связан с тем, что российские капиталы «начали все активнее выходить из тени». «А если растут обороты, растет и валовой результат (прибыли и рентабельности. -- Ред.), -- добавляет аналитик Росбанка Валерий Петров, -- доходность же все равно падает». На фоне снижения инфляции продолжают идти вниз процентные ставки, но если на рынке кредитов банки фактически вынуждены понижать ставки (в конкурентной борьбе за заемщиков), то опускать ставки по вкладам практически невозможно. По данным ЦМЭИ «БДО ЮниконРуф», в 2002 году рублевые вклады и так показали практически нулевую доходность.
В результате, по словам старшего аналитика компании «Тройка Диалог» Андрея Иванова, разница между ставками привлечения и размещения средств продолжала падать в течение всего года. «И если в начале 2002 года на каждый привлеченный рубль у банков приходилось 10 копеек прибыли, то сейчас это 7--8 копеек», -- отмечает аналитик. В «Тройке» общий рост рентабельности банковского сектора объясняют снижением налоговой нагрузки на банки (ставка налога на прибыль для кредитных организаций сократилась с 43 до 24%), а также ростом котировок государственных ценных бумаг -- одного из «любимых» активов. «Но это все одномоментные явления, такого больше не будет», -- считает Иванов, отмечая, что «2002-й -- лучший год для банковской системы».
Хотя Гарегин Тосунян говорит о том, что «дальше доходности бизнеса падать уже некуда», аналитики прогнозируют продолжение тенденции. «На фоне западных банков рентабельность нашего банковского сектора все еще высока», -- считает Иванов и напоминает г-ну Тосуняну 1997 год, когда показатель рентабельности активов банковской системы колебался около 1%: «Чем ниже будет инфляция и чем менее рисковым будет банковский сектор, тем ниже будет и доходность». И выиграют от этого, как отмечают банкиры, частные клиенты. По словам вице-президента Ассоциации региональных банков «Россия» Владимира Киевского, «стремление к прибыли заставляет банки расширять круг программ продуктов в потребительском секторе. Не случайно крупные кредитные организации выходят на рынок потребительского кредитования (только в этом году такие заявления сделали Альфа-банк и Росбанк. -- Ред.)».
Георгий ШТОЛЬЦ