|
|
N°63, 09 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шкаф для политических программ
Российским партиям программы только мешают
К неутешительному выводу пришли представители крупнейших российских партий и сопутствующие им политологи, собравшиеся вчера на заседание клуба «Открытый форум», чтобы обсудить партийные программы. Для большинства избирателей программы эти не представляют никого интереса.
Избиратели больше клюют на бренд, харизматического лидера и некий предвыборный слоган. Исключение, пожалуй, составляют лишь КПРФ и «Яблоко». По словам президент фонда «Экспертиза» Марка Урнова, предвыборная программа интересует 40% потенциальных избирателей этих партий. А вот программами СПС и «Единой России» интересуется менее 20% избирателей. Что и неудивительно: эти партии в большей степени делают упор на харизму лидеров (в сознании избирателей лидером «Единой России» является президент).
По мнению зампредседателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина, как раз программа партии и является тем оселком, на котором выясняется, с чем, собственно, имеет дело избиратель -- с идеологической организацией, представляющей интересы тех или иных групп, или с обычным пиар-продуктом. «Чтобы понять, имеет ли партия историю или это всего лишь пиаровский проект, достаточно посмотреть сроки принятия программы, -- сказал г-н Митрохин. -- Если программа громогласно принимается накануне выборов, то мы имеем дело с пиар-проектом». Митрохин пояснил, что имеет в виду СПС, чья программа «Стратегия России», написанная Борисом Немцовым, была презентована всего за восемь месяцев до предстоящих выборов в Думу. До этого правые как-то обходились без стратегических высот.
Впрочем, такое отношение СПС к программе неудивительно. По мнению сопредседателя партии СПС Ирины Хакамады, программа и не играет ключевой роли при голосовании, но должна поступать в общество «в виде неких сигналов». «В последнее время обострилась конкуренция между партиями именно на поле программ. Недаром основная претензия к «Единой России» в том, что она никак не сформирует свою программу. Но если партия формирует программу только в процессе выборов в соответствии со спросом избирателей, то это будет пиаровский конъюнктурный документ». Однако затем г-жа Хакамада сказала, что «программы должны становиться предметом обсуждения в обществе».
Представлявший изруганную «Единую Россию» Андрей Исаев о программах говорить не стал. По единороссовской традиции он открестился от ругательного термина «партия власти». А после того как директор фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин обнаружил новый тип электората: вроде и протестный, но и за коммунистов голосовать не хочет, -- тут же заявил претензии своей партии на этот вид избирателей: «Электорат, который не оппозиционен президенту, режиму, но оппозиционен своему начальнику, например начальнику ЖЭКа, будет голосовать за нас».
Дальше политологи решили, что необходимо определиться с самим понятием «программа». «Все программы, которые предлагали партии, были неосуществимыми. У президента есть шкаф для этих программ, но нет аппарата власти», -- отметил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. И пообещал, что после предстоящих выборов такой аппарат будет создан.
Директор Информационно-аналитического центра КПРФ Илья Пономарев поделился с присутствующими своим мнением, что программные идеи кочуют из одной программы в другую. Программа будет иметь реальное значение, когда партия, побеждающая на выборах, будет действительно приходить к власти. Пока же большинство программ не более чем декоративный элемент партийной жизни. И с этим, судя по всему, согласилось большинство участников обсуждения.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА