Время новостей
     N°63, 09 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2003
«Атлант-Союз» надорвался в Китае
Компанию заподозрили в перегрузе
Российские власти временно запретили полеты авиакомпании «Атлант-Союз» в китайский аэропорт Тайюань. Поводом стало обнаружение 13 тонн неучтенного груза на борту одного из самолетов компании, прибывших в Москву. 7 апреля заместитель министра транспорта Карл Руппель разослал телеграмму об этом случае всем авиакомпаниям России. С целью «исключения повторяемости нарушений правил загрузки воздушных судов» телеграмму предписано довести до каждого члена летных экипажей.

Неприятный случай имел место 2 апреля. Ил-76, принадлежащий «Атлант-Союзу» и прибывший из Тайюаня, по документам имел на борту 43 880 кг груза. А инспекторы госнадзора за безопасностью полетов (служба в составе Минтранса) обнаружили там 57 560 кг. По нормам безопасный предел загрузки Ил-76 не превышает 50 тонн.

Случай расследуется. Официального заключения об обстоятельствах происшествия (и, следовательно, степени вины причастных к нему людей) еще нет. Гендиректор «Атлант-Союза» Станислав Лейченко заявил газете «Время новостей», что у авиакомпании есть основание оспаривать факт нарушения: при контрольном взвешивании в Москве, как он утверждает, не присутствовали ни члены экипажа, ни официальный представитель перевозчика. Г-н Лейченко подчеркнул, что речь пока идет не более чем о «подозрениях». Он также утверждал, что официальных репрессий против «Атлант-Союза» не было, а экипаж «проблемного» самолета отстранен от полетов его, гендиректора, внутренним приказом по компании.

Возможно, так дело формально и обстояло днем 7 апреля, когда корреспондент газеты «Время новостей» беседовал со Станиславом Лейченко. Но уже к вечеру того же дня Карл Руппель «до завершения служебного расследования» отстранил от работы и «попавшийся» самолет, и «подозрительный» экипаж, и, в значительной степени, всю авиакомпанию «Атлант-Союз».

Китайское направление -- главная арена деятельности российских грузовых авиаперевозчиков. А Тайюань (центр провинции Шаньси) -- главные ворота этого рынка. По приблизительным оценкам, половина грузовых авиарейсов в Россию стартует отсюда. Поэтому даже временное закрытие этих ворот для бизнеса «Атлант-Союза» весьма чувствительно. Тем более что в общем контексте процессов, происходящих на «китайском грузовом направлении», нынешние проблемы могут в будущем обернуться для «Атлант-Союза» еще большими трудностями.

На этом направлении летают сейчас исключительно российские авиакомпании. Три -- на регулярной основе («Ист Лайн», «Атлант-Союз» и «Волга-Днепр»), и еще дюжина выполняет чартерные рейсы. С прошлого года South China Airline изъявляет желание стать первым с китайской стороны регулярным игроком этого рынка. Переговоры по этому поводу между российскими и китайскими авиационными властями идут трудно и согласием еще не увенчались. На фоне этих переговоров китайцы стали строже контролировать соблюдение различных норм (безопасности полетов, экологии и т.п.) российскими перевозчиками.

В прошлом году китайцы уже дважды (в августе--октябре и в декабре) приостанавливали полеты наших компаний в КНР. В одном случае запрет коснулся только чартерных компаний, а в другом -- всех поголовно. В этой обстановке некрасивая история с перегрузом может еще аукнуться «Атлант-Союзу» при распределении будущих квот на полеты в Китай.

Михаил КУКУШКИН