|
|
N°63, 09 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва -- не Россия
Мэрия требует учесть свой особый статус
Вчерашнее обсуждение реформы местного самоуправления на заседании правительства Москвы дало столичным градоначальникам лишний повод для критики проекта федерального закона, подготовленного рабочей группой Дмитрия Козака и уже принятого Госдумой в первом чтении. В своем докладе председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Виталий Ковалевский заявил, что авторы закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «не видят и не хотят видеть особенности городов федерального значения при организации местного самоуправления». Более того, по словам депутата, целый ряд норм законопроекта Дмитрия Козака противоречит Конституции РФ. Г-н Ковалевский заявил о готовности Мосгордумы обратиться в Конституционный суд, если внесенные столичными парламентариями 12 поправок в этот законопроект не будут приняты Госдумой во втором чтении.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Виталий Ковалевский пояснил, что законопроект Дмитрия Козака предусматривает два варианта организации местного самоуправления в городах федерального значения. Второй вариант, который уже реализован в Москве, предполагает создание муниципалитетов на уровне районов города. Первый же вариант предусматривает формирование в Москве общегородских органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями, что будет означать ликвидацию правительства Москвы и Мосгордумы. По замыслу г-на Козака, городское муниципальное собрание получит право принимать городские законы, а муниципалитет станет аналогом правительства Москвы. Однако в столице считают, что это влечет за собой потерю Москвой статуса субъекта РФ, что впрямую противоречит Конституции. По словам г-на Ковалевского, в случае принятия федерального закона в его нынешней редакции «никто не застрахован от того, что следующая городская Дума не внесет изменения в устав города и не захочет реализовать эту модель».
Параллельно с поправками в закон о местном самоуправлении столичные власти намерены попытаться изменить и Бюджетный кодекс РФ. Дело в том, что закрепленные за московскими муниципалитетами источники доходов в виде поступлений от налога на имущество физических лиц и налога на сделки дарения обещают самые минимальные поступления, да и то преимущественно в конце года. Для заполнения этого кассового разрыва бюджеты муниципалитетов финансируются за счет беспроцентных целевых субсидий из бюджета Москвы. Однако подобная практика вступает в конфликт с федеральным законодательством, запрещающим субъекту Федерации вмешиваться в процесс исполнения муниципальных бюджетов и, следовательно, контролировать расходование выделенных средств. Поэтому ряд столичных чиновников предлагает обратиться в Госдуму с просьбой подредактировать кодекс, предусмотрев особые условия для бюджетного процесса внутригородских образований городов федерального значения.
Александр ГУДКОВ