|
|
N°63, 09 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Concorde отлетался
Компании Air France и British Airways ведут консультации о прекращении эксплуатации самолета Concorde. Единственный в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер работает на коммерческих трассах уже 27 лет и в течение всех этих десятилетий имел очень большие проблемы с рентабельностью. Но нынешний мировой спад в области авиаперевозок, начавшийся в 2001 году, кажется, заставит британцев и французов окончательно списать в утиль чудо авиатехники 60-х годов.
В общем-то экономическая несостоятельность Concorde стала очевидной вскоре после его создания и обкатки. Лайнер проектировался и испытывался в 1962--1976 годах совместными усилиями Франции и Великобритании. Предполагалось, что в последующие десятилетия он будет активно использоваться на межконтинентальных трассах. Действительно, к 1972 году 16 авиакомпаний заказали в общей сложности 74 такие машины. Но уже в следующем году почти все они отказались от своих заказов из-за дороговизны самого Concorde и высоких эксплуатационных расходов. В итоге в 1976 году к эксплуатации Concorde приступили только две национальные авиакомпании государств, потратившиеся на его создание: Франции и Великобритании. Уже в следующем 1977 году производство Concorde было прекращено после того, как было изготовлено 14 серийных машин (из которых сейчас эксплуатируются 12 -- пять в парке Air France и семь -- British Airways). Завод в Англии, на котором собирались лайнеры, после завершения производственной программы был просто закрыт.
Сейчас Concorde эксплуатируется на трансатлантической трассе. Путь от Лондона до Нью-Йорка он преодолевает за три часа, и этот полет обходится пассажиру примерно в 5 тыс. долл. Обычный лайнер затрачивает на эту дорогу вдвое больше времени, зато самый дешевый билет в нем стоит около 300 долл. туда и обратно. Такой конкуренции Concorde долго выдержать уже не сможет.
Генеральный директор British Airways Род Эддингтон недавно заявил: "Concorde будет летать до тех пор, пока он будет рентабелен, надежен и жизнеспособен с эксплуатационной точки зрения. Но, как всякая другая высокотехнологичная продукция, Concorde испытывает давление нынешней экономической конъюнктуры". Пока British Airways утверждает, что не несет убытков при эксплуатации своих самолетов, но не получает и прибыли. Air France признает, что из-за недостаточной заполняемости салона (она едва превышает 40%) эксплуатация самолета перестает быть рентабельной.
За три десятилетия полетов с Concorde случилась только одна катастрофа. 25 июля 2000 года самолет Air France разбился при взлете из парижского аэропорта Шарля де Голя, погубив все 109 человек на борту и еще четырех на земле. Но более мелкие технические неполадки со сверхзвуковым лайнером случались гораздо чаще. Всего зарегистрировано более сотни таких происшествий. Некоторые из них -- уже после капитальной модернизации лайнера, осуществленной вслед за парижской катастрофой. 19 февраля Concorde компании Air France произвел вынужденную посадку в Галифаксе (Канада) из-за неполадок одного из двигателей. Тремя месяцами ранее аналогичный инцидент произошел с британским самолетом. 27 февраля самолет Air France, летевший из Парижа в Нью-Йорк, потерял часть руля высоты. За несколько недель до этого такая же проблема возникла с машиной British Airways. С 7 ноября 2001 года, когда возобновились коммерческие полеты Concorde, зарегистрировано девять различных инцидентов.
Михаил КУКУШКИН